• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги пресс-конференции "Нарушения органами власти антимонопольного законодательства"

10 марта в пресс-центре ИА «Интерфакс-Урал» заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Сапрыкина сообщила журналистам о выявленных Челябинским УФАС России нарушениях антимонопольного законодательства органами власти.

 

 

Парковки

Челябинским УФАС России рассмотрен вопрос о соблюдении антимонопольного законодательства при организации на территории города Челябинска парковок транспортных средств, в том числе на платной основе.

При рассмотрении документов и материалов в действиях Челябинской городской Думы, МБУ «Городские парковки», Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска установлены признаки наращения статьи 15 Закон о защите конкуренции.

1) В действиях Челябинской городской Думы, выразившихся в утверждении Решением Думы четвертого созыва от 19.11.2013 № 46/2 Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования «город Челябинск» (далее – Порядок), установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, а именно:

- установление возможности применения Порядка при создании и эксплуатации парковок (парковочных мест), находящихся за границами автомобильных дорог  общего пользования (пункт 2 Порядка), при условии, что в соответствии с пунктом 3.2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления  отнесено установление такого порядка исключительно в отношении парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

- определение в качестве уполномоченной организации муниципального учреждения, созданного на основании муниципального правового акта Администрации города Челябинска, осуществляющего эксплуатацию, благоустройство, техническое оснащение парковок (парковочных мест) и расчеты с пользователями парковок за пользование парковочным местом, что может привести к созданию дискриминационных условий осуществления деятельности в зависимости от организационно-правой формы хозяйствующего субъекта и формы собственности;

- фактическое неустановление в решении порядка создания на территории муниципального образования парковок (парковочных мест), что может привести к недопущению, ограничению,  устранению конкуренции на рынке оказания услуг парковок, а также к наделению хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления.

Челябинской городской Думе выдано предупреждение о необходимости в срок до 20 марта 2017 года изменения указанного акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

2) В действиях МБУ «Городские парковки», выразившихся в  предоставлении хозяйствующим субъектам возможности использования земли и земельных участков, на которых расположены парковки транспортных средств, включенные в утвержденный Постановлением Администрации от 09.12.2013 № 261-п Перечень месторасположения на территории муниципального образования «город Челябинск» парковок (парковочных мест) для организованной стоянки транспортных средств, в том числе на платной основе, путем заключения агентских договоров, в отсутствие у МБУ «Городские парковки» прав на распоряжение землей и земельными участками и в нарушение требований земельного законодательства, также выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Агентские договоры, например:

- Агентский договор № 094/16 от 08.07.2016 с ООО «АртСтрой-М» – парковка по ул. Васенко, 96 в городе Челябинске (в настоящее время расторгнут);

- Агентский договор № 092/16 от 08.07.2016 с ООО «АртСтрой-М» – автостоянка на пересечении ул. Доватора и ул. Степана Разина (1, 1б, 3) в Советском районе города Челябинска (в настоящее время расторгнут);

- Агентский договор № 112/16 от 24.08.2016 с ООО «АртСтрой-М» – автопарковка по ул. 50-летия ВЛКСМ, 22 в Металлургическом  районе города Челябинска;

- Агентский договор № 007/16 от 29.01.2016 с ИП Третьяковой Е.Б. – автостоянка по улице Прохладная, 1 в Ленинском районе города Челябинска;

- агентский договор__ расположенной вдоль домов 378, 380А, 380Б, 380 по проспекту Победы г. Челябинск.

Челябинское УФАС России выдано предупреждение МБУ «Городские парковки» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 20 марта 2017 года путем прекращения всех действующих в 2016-2017 годах агентских договоров, заключенных в отношении парковок, включенных в утвержденный Постановлением Администрации от 09.12.2013 № 261-п Перечень месторасположения на территории муниципального образования «город Челябинск» парковок (парковочных мест) для организованной стоянки транспортных средств, в том числе на платной основе, а также незаключения агентских договоров на новый срок.

3) Кроме того, Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска МБУ «Городские парковки» наделено функциями органа местного самоуправления по созданию парковок (парковочных мест), предусмотренными пунктом 3.1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем установления в Уставе МБУ «Городские парковки» соответствующих положений.

 В указанных действиях Управления выявлены признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Управлению дорожного хозяйства Администрации города Челябинска выдано предупреждение о  прекращении  таких действий в срок до 20 марта 2017 года путем внесения изменений в  отдельные положения  Устава МБУ «Городские парковки», исключив мероприятия  по созданию учреждением парковок (парковочных мест).

 

Ярмарки

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

На территории Челябинской области порядок организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках установлен Положением о порядке организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках на территории Челябинской области, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 16 февраля 2011 года № 31-П (далее – Положение), пунктом 5 которого предусмотрено, что решение о проведении ярмарки принимается организатором ярмарки.

Положением предусмотрено два порядка организации ярмарок, а именно: органом местного самоуправления на основании правового акта указанного органа о проведении ярмарки на специально отведенной органом местного самоуправления территории (пункты 3 и 6) и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании положительного решения органа местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления такого хозяйствующего субъекта о проведении ярмарки на территории, принадлежащей ему на праве собственности или ином вещном праве (пункты 3 и 7).

Администрацией города Челябинска принято Распоряжение от 29.11.2016 № 13175 «О разрешении на проведение тематических ярмарок Управлению культуры Администрации города Челябинска». В Распоряжении от 29.11.2016 № 13175 указано: «разрешить Управлению культуры Администрации города Челябинска проведение тематических ярмарок, способствующих сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов с 5 декабря 2016 года по 5 декабря  2017 года»

В нарушение пункту 6 Положения Распоряжение от 29.11.2016 № 13175 не содержит юридический адрес организатора ярмарки, тип ярмарки, ассортимент реализуемых на ярмарке товаров (выполнения работ, оказания услуг), не содержит количество мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (за исключением пунктов 1, 3, 8, 11, 12, 25-27, 31, 33, 34, 36, 38, 39, 41, 43, 44, 53, 55, 61-64, 67, 69, 73, 76, 87, 92, 96, 97, 106, 109, 112, 124 Перечня тематических ярмарок (Приложение к Распоряжению от 29.11.2016 № 13175).

Кроме того, указанные в Перечне тематических ярмарок (Приложение к Распоряжению от 29.11.2016 № 13175) адреса объектов торговли не позволяют определить их местонахождение, то есть сделать вывод об отведении специальной территории для проведения ярмарок, решение о проведении которых принято Распоряжением от 29.11.2016 № 13175.

Приказом Управления культуры Администрации города Челябинска от 30.11.2016 № 202 «О проведении ярмарок МАУ «Культурные традиции» полномочия по организации и проведению ярмарок переданы МАУ «Культурные традиции».

При этом юридической и фактической возможности осуществления Учреждением организации и проведения ярмарок, решение о проведении которых принято Распоряжением от 29.11.2016, у МАУ «Культурные традиции» отсутствует.

МАУ «Культурные традиции»  в свою очередь передало данные полномочия хозяйствующим субъектам, в том числе ООО «Метар-маркет», которое в адрес хозяйствующих субъектов направило уведомление исх. № б/н от 23.12.2016, в котором указано о том, что Общество предоставляет места участникам ярмарок и ввиду установления хозяйствующими субъектами на территории проведения ярмарок нестационарных объектов незаконно предлагает заключить договор с ООО «Метар-маркет» либо демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект.

Таким образом, Администрацией города Челябинска не обеспечен контроль за исполнением Распоряжения от 29.11.2016 № 13175, в результате чего полномочия органа местного самоуправления, как организатора ярмарок, решение о проведении которых принято Распоряжением от 29.11.2016 № 13175, осуществляют хозяйствующие субъекты, которые могут выступать организатором ярмарки на основании положительного решения органа местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления такого хозяйствующего субъекта о проведении ярмарки на территории, принадлежащей ему на праве собственности или ином вещном праве.

Из представленных документов усматривается, что фактически действия Администрации города Челябинской, Управления культуры Администрации города Челябинска, Учреждения привели к возможности получения ООО «Метар-маркет» денежных средств с хозяйствующих субъектов (участников ярмарок), владеющих нестационарными торговыми объектами, используемых для продажи различных товаров, поскольку ярмарки, решение о проведении которых принято Распоряжением от 29.11.2016 № 13175, не организовывались, тем более с тематикой «художественные промыслы».

Кроме того, Письмом Минпромторга России от 03.03.2015 № ЕВ-3949/08 даны Методические рекомендации по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации, в которых указано, то ярмарка - самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени торговое или торгово-праздничное мероприятие, на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы, услуги) в соответствии с типом (специализацией) ярмарки. Ключевым отличием ярмарок от иных торговых форматов (кроме розничных рынков) является наличие на одной ярмарочной площадке множества самостоятельных мелких хозяйствующих субъектов.

Утвержденные МАУ «Культурные традиции» схемы размещения мест продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках и предусмотренные Распоряжением от 29.11.2016 № 13175 сроки проведения ярмарок не позволяет сделать вывод об отнесении указанных мест продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) к ярмаркам.

С учетом изложенного, в указанных действиях Администрации города Челябинска, Управления культуры Администрации города Челябинска, МАУ «Культурные традиции» усматриваются признаки нарушения части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Ритуальные услуги

1. Челябинским УФАС России по обращению Администрации Каслинского муниципального района в 2016 году возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией Каслинского городского поселения и ООО «Ромашка» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела установлено, что Администрацией поселения заключен договор на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения с ООО «Ромашка» сроком на 10 лет.

Заключение рассматриваемого договора, предусматривающего выполнение ООО «Ромашка» работ по содержанию кладбищ без учета положений законодательства о контрактной системе, ведет к установлению на территории  городского поселения безальтернативного порядка осуществления содержания кладбищ на данной территории и обеспечивает обществу доступ к выполнению таких работ для обеспечения муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур.

Посредством заключения договора ООО «Ромашка» также обеспечена возможность оказывать услуги по захоронению эпидемиологически безопасных патологоанатомических и органических операционных отходов классов Б, В (органы, ткани и т.п.) специально отведенных могилах, транспортировке трупов в морг, эвакуации невостребованных трупов без учета требований действующего законодательства и при условии отсутствия у органа местного самоуправления полномочий по решению данного вопроса.

Помимо этого, в результате заключения договора для граждан (приобретателей услуг, работ) создаются ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые выполняют работы по изготовлению оград, памятников, венков из металла, пошиву, изготовлению и предоставлению в прокат похоронных принадлежностей, оказывают услуги по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений.

Комиссия УФАС приняла решение о признании договора нарушающим требования Закона и выдаче предписания о прекращении в срок до 01 февраля 2017 года соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство. В настоящее время решение и предписание обжалуются ООО «Ромашка» в арбитражном суде (дело № А76- 1496/17). В связи с этим исполнение предписаний приостановлено.  Материалы дела переданы должностному лицу для возбуждения административного производства.

2. Челябинским УФАС России по обращению Администрации Каслинского муниципального района в 2016 году возбуждено дело по признакам нарушения ГБУЗ «Районная больница г. Касли» части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора аренды нежилых помещений с ООО «Ромашка» и ИП. без проведения торгов с нарушением положений антимонопольного законодательства.

Из материалов дела следует, что в соответствии с указанным договором ООО «Ромашка» переданы в аренду нежилые помещения для организации приема, хранения, обмывания, одевания умершего, для оказания косметических услуг, выдачи тела умершего, для установки холодильной камеры.

ИП по рассматриваемому договору  передано в аренду нежилое помещение, расположенное по тому же адресу, для организации подготовки тела умершего к траурной церемонии.

Торги на право заключения договора  аренды муниципального имущества не проводились, согласие собственника на передачу в аренду имущества не давалось.

Договор аренды нежилых помещений заключен с нарушением требований части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, чем предоставлена возможность ООО «Ромашка» и ИП пользоваться муниципальным имуществом в целях осуществления предпринимательской деятельности без проведения торгов.

Комиссия УФАС приняла решение о признании нарушения Закона и выдаче предписания о необходимости возврата имущества, переданного по договору аренды нежилых помещений. Предписание исполнено в полном объеме.

3. По результатам рассмотрения заявления ИП о неправомерных действиях Администрации Коркинского муниципального района, выразившихся в создании преимуществ ООО «Гранит» в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг на территории Коркинского муниципального района, в том числе по перевозке тел умерших (погибших) в морг с места смерти (гибели), Челябинским УФАС России Администрации выдано предупреждение № 12-07/17 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из представленных материалов следует, что по результатам проведения торгов ООО «Гранит» присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Между Администрацией и ООО «Гранит» заключен договор на оказание услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела. Дополнительным соглашением к договору установлена обязанность общества предоставить транспорт на безвозмездной основе для транспортировки останков и тел умерших в морг на территории Коркинского муниципального района.

В результате заключения указанного дополнительного соглашения ОМВД по Коркинскому району, муниципальные учреждения здравоохранения информируют ООО «Гранит» о фактах смерти граждан, общество в свою очередь обеспечивает вывоз тел из лечебных учреждений Коркинского муниципального района в морг с использованием принадлежащего ему транспорта.

Тогда как решение вопросов по транспортированию трупов в морг (для экспертизы в учреждения здравоохранения) не отнесено законодательством к вопросам местного значения и, соответственно, к полномочиям органа местного самоуправления. Предоставление услуг по транспортировке тел умерших с места смерти (гибели) может осуществляться любыми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг.

В результате заключения дополнительного соглашения к договору ООО «Гранит» получило доступ к информации о фактах смерти лиц, а соответственно и о лицах, нуждающихся в приобретении ритуальных услуг.

Предоставление обществу информации о необходимости транспортировки тел умерших с места смерти (гибели) позволяет получать информацию о фактах смерти в приоритетном порядке, что может создать данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия осуществления деятельности на рынке предоставления ритуальных услуг, дискриминационные условия и содержит признаки нарушения пунктом 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 6, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России Администрации выдано предупреждение  о необходимости прекращения указанных действий, для чего Администрации необходимо:

1) в срок до 03 апреля 2017 года принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем:

1.1) исключения из договора на оказание услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Коркинский муниципальный район услуг по транспортировке останков и тел умерших в морг;

1.2) информирования муниципальных учреждений здравоохранения, отдела МВД России по Коркинскому району об исключении из  договора и прекращении оказания ООО «Гранит» услуг по транспортировке останков и тел умерших в морг.

Предупреждение находится в стадии исполнения.

4. В Челябинское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя по вопросу соблюдения Администрацией Кусинского городского поселения антимонопольного законодательства при организации похоронного дела на территории Кусинского городского поселения.

Из содержания представленных документов следует, что Решением Совета депутатов Кусинского городского поселения № 65 от 28.09.2010 г. утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений в Кусинском городском поселении.

Согласно Положению специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Кусинского городского поселения, помимо указанного в законодательстве гарантированного перечня услуг, осуществляет иные услуги, не относящиеся действующим законодательством к полномочиям указанной службы, в том числе те, которые являются функциями органов местного самоуправления (ведение кладбищ, информирование и согласование всех захоронений,  информирование всех участников процессов оказания ритуальных услуг, благоустройства и содержания кладбищ о разработанных мероприятиях и  требование их выполнения, произведение регулярного контроля мест захоронений, принятие мер по устранению выявленных нарушений), а также является муниципальной нуждой (эвакуация умерших в морг), которая обеспечивается в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.

В 2016 году между Администрацией и ИП по результатам проведения запроса котировок заключен муниципальный контракт на сумму 400 000,00 рублей.

В конце 2016 года между Администрацией и ИП заключен муниципальный контракт на сумму 37 000,00 рублей. Согласно указанному контракту основной перечень работ: уборка территорий, очистка, уборка, вывоз мусора и содержание в надлежащем порядке территории, уборка и вывоз снега, регистрация умерших, отвод земельного участка под могилу,  транспортировка неопознанных трупов (с территории Кусинского городского поселения), выдача справок о захоронении (месте) и др.

Тогда как оформление документов, связанных с погребением (удостоверений о захоронении, справок о месте захоронений), проведение землеустроительных работ, регистрация захоронений не должно осуществляться хозяйствующим субъектом, поскольку в соответствии с действующим законодательством общественные кладбища, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, не могут быть предоставлены в ведение хозяйствующему субъекту.

Решение вопросов по транспортированию трупов в морг (для экспертизы в учреждения здравоохранения) не отнесено законодательством к вопросам местного значения и, соответственно, к полномочиям органа местного самоуправления. Предоставление услуг по транспортировке тел умерших с места смерти (гибели) может осуществляться любыми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. Рассмотрение заявления – 13.03.2017.

5. Челябинским УФАС России принято к рассмотрению обращение казаков города Нязепетровска по вопросу соблюдения на территории Нязепетровского муниципального района антимонопольного законодательства при организации похоронного дела. Из обращения следует, что ведение кладбищами осуществляется хозяйствующим субъектом. Заявление рассматривается.

6. В Челябинское УФАС России поступило обращение Союза похоронных организаций Челябинской области «Харон» на действия МКУ «ЕДДС» и ООО «Мемориал-Сервис № 1». Из обращения следует, что диспетчерской службой обществу, осуществляющему организацию похорон и погребение умерших, в приоритетном порядке передаются персональные данные об умерших, а также контактные данные родственников. Заявление рассматривается.