Дробить или не дробить? Челябинское УФАС России настаивает на разукрупнении лотов по дорожным закупкам

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

1 марта в Челябинском УФАС России состоялось первое заседание Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе.

 

 

Для обсуждения членам совета был предложен вопрос об осуществлении закупок в дорожной отрасли, вызвавший дискуссию и споры участников относительно дробления лотов на аукционах по содержанию и ремонту дорог в Челябинской области.

 

Челябинское УФАС России и Центральный аппарат ФАС России всерьез заинтересовались ситуацией с «дорожными» аукционами в регионе, включающими выполнение работ по ремонту и содержанию на всех дорогах Челябинской области, еще в конце 2015 года.

 

Челябинское УФАС России уже высказывало мнение, что подобное формирование контракта приводит к ограничению конкуренции. Участвовать в таких закупках с внушительным размером обеспечения могут лишь крупные компании.

 

При этом представители малого бизнеса также могут выполнять данные работы, но в меньшем объеме. По мнению антимонопольной службы, необходимо вернуться к делению лотов по районам, зонам или другому территориальному принципу.

 

Напомним, в прошлом году Центральный аппарат ФАС России признал Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области нарушившим законодательство о контрактной системе при проведении аукциона с ценой 12,4 млрд рублей. Министерство объединило в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на 411 объектах Челябинской области. Однако суд не поддержал такое решение ведомства.

 

При этом на заседании совета заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Сапрыкина отметила, что, например, в г. Санкт-Петербурге решение ситуации с укрупнением лотов получило совершенно другую развязку. Верховный Суд РФ признал законность решения Санкт-ПетербургскогоУФАС России в отношении заказчика, включившего в один лот ремонт дорог в нескольких районах города.

 

Начальник управления муниципального заказа Администрации г. Челябинска Наталья Гутова указала на необходимость улучшения качества приемки работ по итогам аукционов на содержание и ремонт дорог.

 

 

Позицию Челябинского УФАС России разделил вице-председатель Совета, председатель Комитета по промышленной политике ЧОО «ОПОРА РОССИИ» Денис Константинов. Денис Александрович отметил, что качественное строительство дорог и применение инновационных технологий невозможно без дробления лотов, которое приведет к развитию конкуренции при проведении аукционов по строительству и содержанию дорог.

 

Начальник юридического отдела Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Плюта возразил, что посоревноваться за выполнение данных контрактов могут крупные компании, работающие на территории РФ. Кроме того, в настоящее время на федеральном уровне утверждаются рекомендации для выработки так называемых типовых конструкций дорожных «одежд» для четырёх климатических зон Челябинской области.

 

Также Наталья Владимировна сообщила о возбужденных Челябинским УФАС России делах по признакам нарушения антимонопольного законодательства Управлением дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска. Управление при проведении в 2014 году конкурса по содержанию дорог с ценой контракта 500 млн рублей и в 2015 году конкурса по содержанию технических средств регулирования дорожного движения и обустройства дорог г. Челябинска с ценой 159 млн рублей также, по мнению ведомства, укрупнило лоты.

 

Челябинское УФАС России продолжит работу в этом направлении, поскольку в нынешних условиях проведения закупок малый бизнес, работающий в дорожной отрасли, лишён возможности реализации, развития и участия в конкурентной борьбе на равных условиях. Развитие ситуации в подобном ключе может к негативным финансовым последствиям для представителей малого бизнеса.

 

Кроме того, на заседании Экспертного совета выступила директор Департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири Наталья Разумова с докладом об изменениях в Градостроительном кодексе РФ, контроле СРО в сфере закупок и имущественной ответственности СРО по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным по результатам закупок.

 

Также члены совета обсудили проблемы соблюдения законодательства о контрактной системе при реализации государственных и муниципальных программ и практику применения антимонопольного законодательства в сфере информационных технологий на примере внедрения и использования органами власти программ для ЭВМ и баз данных. Челябинское УФАС России принимает предложения экспертов по предотвращения нарушений законодательства о контрактной системе в указанных сферах.