Челябинское УФАС России в очередной раз признало рекламу потребительского кооператива ненадлежащей

Комиссия Челябинского УФАС России признала, что реклама КПКГ «Демидовъ» в печатных изданиях г. Челябинска противоречит требованиям рекламного законодательства.

 

Антимонопольная служба установила, что ненадлежащая реклама услуг кооператива распространялась с мая по август 2016 года и содержала следующие сведения: «Сберегательный фонд Демидовъ… принимаем личные сбережения 20,5% (20%) годовых… гарантированная ежемесячная выплата дохода…».

 

При этом рекламировавший свои услуги кооператив в указанный период выхода рекламы не являлся членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы.

 

Согласно ч. 5 ст. 35 Закона о кредитной кооперации до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

 

КПКГ «Демидовъ» при отсутствии такого членства в соответствии с требованиями действующего законодательства не имел права привлекать денежные средства членов кооператива, а также рекламировать свои услуги.

 

Согласно ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

 

Кроме того, реклама финансовых услуг не должна содержать обещания в будущем доходности вложений.

 

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

 

Челябинское УФАС России признало данную рекламу ненадлежащей. КПКГ «Демидовъ», а также двум рекламораспространителям выданы предписания о прекращении распространения указанной рекламы. В отношении потребительского кооператива будет возбуждено административное производство.

 

Стоит отметить, что Челябинским УФАС России продолжается работа по пресечению распространения противоречащей рекламному законодательству рекламы финансовых услуг, в том числе рекламы микрофинансовых организаций. 

 

В частности, с 3 июля 2016 года согласно изменениям в Законе о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях микрофинансовая организация не вправе начислять заемщику - физическому лицу проценты и иные платежи по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа. Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано микрофинансовой организацией на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года.

 

Реклама услуг микрофинансовых организаций, содержащая хотя бы одно из условий предоставления займа и умалчивающая об иных условиях оказания услуг по их выдаче, влияющих на сумму расходов граждан, заключивших договор потребительского займа, будет признаваться антимонопольной службой ненадлежащей с выдачей предписания о прекращении ее распространения.