Челябинское УФАС России об отклонении заявок лекарственных препаратов иностранного происхождения

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Челябинским УФАС России в течение последнего месяца было рассмотрено более 10 жалоб по аукционам на закупку лекарственных препаратов, в том числе по необоснованному отклонению заявок участников.

 

При этом антимонопольным органом выявлен проблемный вопрос, требующий обсуждения и разрешения. Отметим, что ЦА ФАС России уже рассматривает возможные пути решения обозначенной далее проблемы.

 

Так, Правительством РФ 30.11.2015 принято Постановление № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Указанное постановление направлено на развитие национальной экономики и поддержку отечественных производителей, а также производителей государств - членов Евразийского экономического союза.

 

В соответствии с данным Постановлением заказчик отклоняет все заявки с предложением о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза.

 

При этом данные заявки не должны содержать предложения о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя и иметь сертификат, подтверждающий страну-производителя.

 

При соблюдении всех вышеперечисленных условий отклонение заявок с иностранными лекарствами возможно только после рассмотрения их вторых частей. Заявки в таком случае признаются не соответствующими требованиям аукционной документации.

 

Здесь нужно остановиться на положении ч. 27 ст. 44 Закона о контрактной системе, указывающей, что если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона, оператор электронной площадки перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет.

 

Таким образом, компании, участвующие в аукционах на поставку лекарственных средств и предлагающие к поставке лекарства иностранного происхождения, после третьего отклонения их заявок за один квартал лишаются обеспечительного платежа.

 

При этом подобные компании не могут заранее просчитать свои риски относительного того, будут приняты их заявки или нет, поскольку не знают количество участников, готовых поставить лекарства неиностранного производства.

 

В связи с этим Челябинское УФАС России еще раз обращает внимание, что данный вопрос находится на контроле антимонопольной службы для его скорейшего разрешения.