Апелляция: утвержденное Администрацией Снежинского ГО Положение о проведении конкурса по пассажирским перевозкам нарушает антимонопольное законодательство

Решение и предписание Челябинского УФАС России в отношении Администрации Снежинского городского округа во второй раз признано правомерным. Ранее позицию антимонопольного органа поддержал также Арбитражный суд Челябинской области.

 

Челябинское УФАС России в 2015 году установило, что действия Администрации по утверждению в 2014 году отдельных пунктов Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования по внутримуниципальным маршрутам, входящим в состав маршрутной сети Снежинского городского округа, противоречат Закону о защите конкуренции.

 

Так, установленные требования к предоставлению участниками торгов в составе заявки предложений по эффективному использованию субсидий местного бюджета за счет снижения затрат перевозчика могут создавать преимущественные условия участия компаниям, ранее осуществлявшим услуги в данной сфере ввиду наличия у них информации о пассажиропотоке, и необоснованные препятствия предпринимателям, ранее не оказывавшим подобные услуги.

 

Например, Администрация установила в Положении требование к участникам о наличии у них на момент подачи заявки транспортных средств. Однако такое условие не только экономически нецелесообразно, но и ограничивает количество потенциальных участников. Так, предприниматели могут подготовить материально-техническую базу уже после признания их победителями конкурса, предоставив в составе заявки предварительный договор о приобретении транспортных средств.

 

Аналогичные выводы распространяются также и на требование о наличии подготовленного штата водителей. В случае, если компания не станет победителем конкурса, услуги данных сотрудников могут быть не нужны.

 

Излишними также являются требования и о наличии на момент подачи заявки утвержденного в установленном порядке регулируемого тарифа на перевозку пассажиров, производственной базы, систем контроля за состоянием здоровья водителей, системы учета труда и отдыха водителей.

 

Все эти установленные заказчиком условия создают необоснованные временные и экономические затраты для участников конкурса и преимущества компаниям, уже обладающим соответствующими ресурсами.

 

Кроме того, в Положение также были включены требования о предоставлении в составе заявки перечня документов, отсутствие которых могло послужить основанием для отказа компании в участии в торгах. При этом к таким документам относятся, например, справки о ДТП или об экологическом показателе транспортных средств, которые необходимы для оценки заявок участников по установленным критериям. Указанные действия заказчика могут привести к необоснованному отказу в допуске к участию в конкурсе при непредставлении данных документов.

 

Также антимонопольным органом были выявлены и другие нарушения Закона о защите конкуренции, которые могли привести к сокращению количества участников торгов.

 

В связи с этим Челябинское УФАС России признало действия Администрации Снежинского городского округа нарушающими ч.1 ст.15 и ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

Администрации выдано предписание об исключении противоречащих антимонопольному законодательству требований из утвержденного Положения.

 

Должностное лицо Администрации в соответствии с действующим законодательством оштрафовано на 15 тысяч рублей.

 

Согласно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.