Челябинское УФАС России признало рекламу ОСАГО на дорожных ограждениях и светофорах ненадлежащей

Челябинское УФАС России признало информацию о продаже страховых полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) по низкой цене, размещенной на дорожных ограждениях и светофорах нарушением действующего законодательства.

В период с марта по май 2016 года Челябинским УФАС России рассмотрены ряд дел, возбужденных по признакам нарушения части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» в отношении физических лиц, указывающих в рекламе информацию о продаже страховых полисов ОСАГО за 1200-1500 рублей и размещающих её на металлических ограждениях проезжей части, светофорах и дорожных знаках.

Основанием для рассмотрения вопроса о правомерности  размещения рекламных табличек с указанием данной информации явились многочисленные обращения о нарушении действующего законодательства при их размещении.

Как установлено материалами дел, в городе Челябинске в районе улиц Бр. Кашириных, Чичерина, Чайковского, Каслинская, пр. Комсомольский, пр. Ленина, пр. Победы, Университетская Набережная, Северо-Крымская, и перекрестках улиц Воровского и Красная, Бажова и Мамина, Труда и Горького, Воровского и Свердловского проспекта, Куйбышева и Свердловский проспект, 40 лет Победы и Комсомольский проспект на дорожных знаках, светофорах и иных конструкциях, предназначенных для регулирования дорожного движения размещались сведения о возможности приобретения полиса ОСАГО по цене от  1200 до 1500 рублей. Указывались номера телефонов, по которым можно получить информацию.

При рассмотрении вышеуказанных дел Челябинским УФАС России не получены доказательства  того, что лица, которым принадлежат данные телефонные номера на основании договоров об оказании услуг электросвязи, заключенных с операторами связи, являются лицами, имеющими право действовать  от имени страховой организации, которая обладает разрешением (лицензией), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и их деятельность по реализации полисов не противоречит Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

При этом Закон о рекламе содержит запрет на рекламу услуг, на которые  необходимы соответствующие разрешения (лицензии) при отсутствии такого разрешения.

Кроме того,  в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона РФ «О рекламе»   распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Таким образом, действующее законодательство не допускает размещение любой информации, содержащей признаки рекламы на дорожных ограждениях, светофорах и т.д.

Поскольку размещение на дорожных знаках, светофорах и иных конструкциях, предназначенных для регулирования дорожного движения рекламных табличек с информацией о продаже полисов ОСАГО по цене  1200-1500 рублей было признано нарушением действующего законодательства, Челябинским УФАС России направлены обращения в орган местного самоуправления об удалении ненадлежащей рекламы с дорожных знаков, ограждений и светофоров в рамках предоставленных им полномочий.

Как указала заместитель руководителя Челябинского УФАС России Т.М. Соболевская, в настоящее время антимонопольной службой получены фотоотчеты о демонтаже конструкций, размещенных с нарушением действующего законодательства.

Следует отметить, что согласно Указанию  Банка  России  от  19.09.2014  №  3384- У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых  тарифов,  требованиях  к  структуре  страховых  тарифов,  а  также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному  страхованию  гражданской  ответственности  владельцев транспортных средств» минимальный размер базовых ставок страховых тарифов для физических лиц на транспортные средства категории «B», «BE» составляет  3432 рублей.

В связи с этим материалы направлены в правоохранительные органы с целью изучения вопроса о правомерности деятельности физических лиц, номера телефонов которых указаны в рекламе, по реализации полисов ОСАГО ниже предусмотренных размеров базовых ставок страховых тарифов, установленных Указанием  Банка  России.

В отношении лиц, сведения о номерах телефонов которых указаны в рекламе вынесены постановления о привлечении к административной ответственности  по части 1 статьи 14.38 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.38 КоАП РФ размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, влечет наложение административного штрафа для граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц-от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц-от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.