Проблемные вопросы закупок в сфере дорожного хозяйства и ЖКХ

Челябинское УФАС России сообщает о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции при проведении торгов на выполнение работ в сфере дорожного хозяйства и ЖКХ.

 

1. Аукцион на содержание дорог города Челябинска в 2015 году с начальной ценой контракта 876 625 000,00 рублей. Аукцион на выполнение работ по содержанию дорог города Челябинска на 2016 год с начальной ценой контракта - 980 000 000,00 рублей.

Между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ЗАО «ЮЖУРАЛАВТОБАН» 21.12.2015 заключено дополнительное соглашение об увеличении стоимости контракта на 10 % (до 964 287 500 рублей). При этом в дополнительном соглашении отсутствует информация об увеличении объема работ, что противоречит статье 95 Закона о контрактной системе.

Фактическую приемку и контроль качества работ осуществляет МБУ «Управление дорожных работ г. Челябинска», а не заказчик.

В локальной смете в документации о закупке на 2015 год указаны сведения о торговом наименовании противогололедный материал «Бионорд», что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

В локальной смете в документации стоимость работы рассчитана с учетом вывоза снега «Перевозка грузов III класса /снега/ на расстояние до 10 км», а также цена за единицу каждой работы.

Вместе с тем локальная смета в качестве приложения не включена в контракт, что привело к заключению контракта не на условиях документации об аукционе и отсутствию в контракте сведений о стоимости каждой выполняемой работы, а следовательно к неопределенности к по условиям оплаты работ.

В состав одного лота включены не только летнее и зимнее содержание дорог, расположенных в различных районах города (подметание и уборка снега), что само по себе может привести к уменьшению круга участников торгов, но и выполнение ремонта дорог.

При этом документация не содержит сведения об адресных ориентирах дорог, в отношении которых необходимо выполнить ремонт (например, заделки трещин в асфальтобетонных покрытиях, разборки покрытий и оснований асфальтобетонных, замена люков колодцев и камер) и фактический объем работ (имеется лишь примерный, исходя из прошлогодних контрактов).

Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска не представило документов, свидетельствующих о направлении заказчиком в период действия контракта в адрес подрядчика заявок на выполнение работ по ремонту дорог ЗАО «ЮЖУРАЛАВТОБАН», объемы работ по ремонту стороны не согласовывали. Фактически обществу передавались предписания ГИБДД относительно качества дорожного покрытия города, которые по информации сторон общество выполняло и предоставляло акты выполненных работ заказчику.

Причиной является то, что обследование дорог Управлением осуществляет весной, уже после заключения контракта, а соответственно и условия исполнения контракта определяются в процессе его исполнения. При этом законодательство о контрактной системе обязывает заказчика определить четко условия контракта в документации о закупке.

По мнению Челябинского УФАС России, в целях исполнения законодательства о закупках Управление имеет возможность осенью проводить обследование дорог, формировать объем и перечень ремонтных работ на весенне-летний период, а весной - на летне-осенний период. В случае выявления дополнительного «непредвиденного» объема работ, заказчик вправе его увеличить до 10%, увеличив при этом и цену контракта на указанный размер.

Закон не обязывает заказчика все денежные средства, которые предусмотрены на содержание дорог расходовать путем заключения одного контракта. Однако Управление ежегодно именно таким образом осуществляет закупки. При этом возможно проведение закупок на содержание дорого по различным районам города, разделив уборку дорог и его ремонт.

Подобное формирование лотов (включение работ по содержанию дорог и их ремонту без указания объема и мест выполнения работ) нарушает части 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку может привести к ограничению конкуренции, сокращению количества участников закупки путем увеличения размеров обеспечения заявки и контракта.

В документации об аукционе и контракте имеется условие о том, что подрядчик на основании пп. 10 части 1 и части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции имеет право на заключение договоров аренды движимого и недвижимого имущества с МБУ «УДР», принадлежащего Челябинскому городскому округу, необходимого для содержания дорог по контракту. Вместе с тем условия такой аренды (порядок передачи в аренду, размер арендной платы) в документации об аукционе и контракте отсутствуют, что создает преимущественные условия при участии в аукционе предыдущему Подрядчику, который располагает указанной информацией.

 

2. Аукционы на выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска, направленных на поддержание в безаварийном состоянии объектов наружного освещения города Челябинска.

Челябинским УФАС России 19 декабря 2014 года Управлению дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска выдано предписание об отмене аукциона на содержание уличного освещения. В целях предотвращения развития аварийных ситуаций на объектах наружного освещения Управлением составлен акт от 01.01.2015, между Управлением и ООО «Челябгорсвет» заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Цена работ по контракту составляет 43 114 377 рублей, из них затраты на электроэнергию по данному контракту составляют 30 653 885 рублей, остальные затраты, включающие в себя техническое обслуживание наружного освещения, материалы для обслуживания, замену поврежденных светильников, ремонт воздушных сетей и кабельной линии, ревизия и ремонт пунктов управления, ревизия и ремонт сетевой иллюминации, составляют 12 455 492 рубля.  Срок выполнения работ установлен с 01.01.2015 по 28.02.2015.

Челябинским УФАС России 20 февраля 2015 года заказчику выдано предписание об отмене аукциона на содержание уличного освещения. В целях предотвращения развития аварийных ситуаций на объектах наружного освещения Управлением составлен акт от 27.02.2015, между Управлением и ООО «Челябгорсвет» заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Цена работ по контракту составляет 19 791 473 рубля, из них затраты на электроэнергию по данному контракту составляют 11 742 496 рублей.  Срок выполнения работ установлен с 01.03.2015 по 31.03.2015  

Управлением 1 апреля 2015 года составлен акт, согласно которому комиссией Управления рассмотрен вопрос о мерах по предотвращению аварийной ситуации на объектах наружного освещения города Челябинска в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, подготовки к празднованию семидесятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и подготовки к чемпионату мира по тхэквондо. По результатам рассмотрения указанного вопроса комиссией Управления принято решение о заключении Управлением с ООО «Челябгорсвет» муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска, направленных на поддержание в безаварийном состоянии объектов наружного освещения города Челябинская с обеспечением горения светильников не менее 95%, на период с 01.04.2015 по 15.05.2015.

В день утверждения Управлением акта от 01.04.2015 между Управлением и Обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Цена работ по контракту составляет 25 950 587 рублей, из них затраты на электроэнергию по данному контракту составляют 13 782 156 рублей, остальные затраты, включающие в себя техническое обслуживание наружного освещения, материалы для обслуживания, замену поврежденных светильников, ремонт воздушных сетей и кабельной линии, ревизия и ремонт пунктов управления, ревизия и ремонт световой иллюминации составляют 12 168 431 рубль.  Срок выполнения работ установлен с 01.04.2015 по 15.05.2015.

Также в материалах дела имеется договор аренды муниципального имущества от 31.10.2014, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и Обществом, сроком действия до 31.12.2017. Предметом данного договора является передача в аренду Обществу муниципального имущества, а именно сети наружного освещения города Челябинска для выполнения комплекса работ по эксплуатации сети наружного освещения. Арендатор (ООО «Челябгорсвет») обязан принимать все возможные меры по предотвращению и ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу сохранность имущества, собственными силами и/или силами привлеченных третьих лиц своевременно и за свой счет производить текущий ремонт арендованного имущества. Однако, несмотря на то, что договором предусмотрена обязанность арендатора (ООО «Челябгорсвет») за свой счет производить текущий ремонт элементов наружного освещения города Челябинска, в контракты включены работы по техобслуживанию данных элементов наружного освещения. В декабре 2015 года договор аренды с обществом был расторгнут.

При этом работы, предусмотренные данными контрактами, оплачены Управлением в полном объеме.

Таким образом, указанные Контракты заключены между Управлением и Обществом на основании решений Управления без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Действия Управления по принятию решений о заключении Контрактов с Обществом без проведения конкурентных процедур, а также по последовательному заключению муниципальных контрактов на выполнение работ по эксплуатации объектов наружного освещения города Челябинска с конкретным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур свидетельствуют о заинтересованности Управления в привлечении на длительный период времени к выполнению работ, предусмотренных указанными контрактами, именно ООО «Челябгорсвет».

В свою очередь, ООО «Челябгорсвет» не предприняты действия по отказу от заключения и исполнения контрактов, заключаемых без проведения конкурентных процедур, ввиду их противоправности. При заключении Контрактов без проведения конкурентных процедур Общество должно было принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, исследовать вопрос о том, необходимо ли проведение торгов на право заключения Контрактов, учитывая, что данное общество является профессиональным участником рынка и должно знать требования Закона о контрактной системе.

ООО «Челябгорсвет», заключая Контракты вне конкурентных процедур, должно было осознавать, что в указанном случае иные хозяйствующие субъекты не смогут претендовать на выполнение работ для муниципальных нужд, получение оплаты таких работ и в результате заключения данных соглашений будет устранена конкуренция за право выполнения указанных работ.

Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорсвет», достоверно зная об отсутствии оснований для заключения муниципальных контрактов с единственным подрядчиком, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно об отсутствии необходимости выполнения рассматриваемых работ вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, тем не менее заключили Контракты на общую сумму 88 856 437 рублей. В результате общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на выполнение работ по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения конкурентных процедур.

С учетом изложенного, Контракты, заключенные между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорсвет» без проведения конкурентных процедур и в нарушение положений Закона о контрактной системе, могут противоречить статье 16 Закона о защите конкуренции. В настоящее время Челябинским УФАС России выдано заключение об обстоятельствах данного дела и будет вынесено решение.

По представленной УДХ информации в настоящее время по муниципальному заданию в рамках предоставленных за счет бюджета субсидий, работы по содержанию объектов наружного освещения осуществляет МБУ «УДР», что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. После проверки этой информации Челябинским УФАС будет выдано УДХ  предупреждение  об устранении нарушения антимонопольного законодательства. В случае его неисполнения возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В этом случае последует  привлечение должностных лиц УДХ  к административной ответственности.

 

3. Аукцион на выполнение работ по содержанию объектов озеленения с начальной (максимальной) ценой контракта 130 780 000, 00 рублей.

Из содержания технического задания, раздела «Уходные работы в скверах» следует, что в стоимость работ по уходу за фонтаном включена стоимость электрической энергии и стоимость воды, в том числе для фонтана на площади Революции, сквера по ул. Б. Хмельницкого.

Как следует из пункта 16 Постановления № 644 и пункта 8 Постановления № 642 для заключения договора водоснабжения необходимо предоставить копию документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети.

Таким образом, в документации о закупке Управлением дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска не определен(-ы) балансодержатель(-и) водопроводных сетей, энергопринимающих устройств и не предусмотрена передача исполнителю соответствующих устройств и сетей, что может привести к невозможности заключения договора на водоснабжение и договора на снабжение электрической энергией и, следовательно, не позволит выполнить уходные работы за фонтаном в части обеспечения водой и электроэнергией.

В один лот объединены различные объекты озеленения, подлежащие содержанию по всем районам города, а именно:

-  57 газонов (площадь 2 821 802 кв.м);

- объекты цветочного оформления (площадь 16 939 кв.м);

- 27 скверов (площадь 623 167 кв.м).

При этом указанные объекты озеленения расположены в семи районах города Челябинска и доказательств необходимости их объединения в один лот, а также невозможности проведения торгов по содержанию указанных объектов в зависимости от их расположения по районам не представлено заказчиком.

Документацией установлено требование обеспечения заявки на участие в Аукционе в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 6 539 000, 00 рублей, и требование обеспечения исполнения контракта в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 39 234 000, 00 рублей.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об укрупнении лота при проведении аукциона путем включения большого количества различных объектов озеленения, что требует от потенциальных участников закупок наличия большого объема технических и финансовых ресурсов, и может привести к ограничению конкуренции в нарушение частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заказчику, оператору электронной площадки 26 февраля 2015 года выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены торгов. Предписание исполнено.

 

4. Аукцион на выполнение работ по содержанию объектов озеленения с начальной (максимальной) ценой контракта 98 248 364, 00 рублей.

Предметом закупки является выполнение работ по озеленению различных объектов (скверов, газонов, объектов цветочного оформления.

Как следует из вводной части Технического задания работы выполняются в соответствии с нормативно технической документацией, в том числе Постановлением Главы города Челябинска от 2 декабря 2004 г. № 2200-п «Об утверждении Инструкции по созданию и содержанию зеленых насаждений в г. Челябинске».

В соответствии с данной Инструкцией инвентаризации подлежат все озелененные территории (независимо от видов собственности), находящиеся в пределах городской черты, имеющие установленные границы и предоставленные в пользование (владение, распоряжение) ответственным землепользователям (учреждениям, организациям, предприятиям либо физическим лицам).

Документом, отображающим результаты инвентаризации озелененных территорий, является паспорт планировочного решения и благоустройства территории, составленный по утвержденной форме и содержащий следующие сведения: административно-территориальную принадлежность озелененной территории; указание ответственного землепользователя; установленный статус объекта; установленное функциональное назначение земельного участка; схему расположения объекта в городе; ситуационный план объекта и другие сведения об объекте озеленения.

При этом в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе ни в документации о закупке, ни в проекте контракта не содержится указанный схематичный материал, а также не указано условие о передаче исполнителю графических документов, в том числе паспорта планировочного решения и благоустройства территории, из которых четко усматривается границы объектов, в отношении которых необходимо выполнять работы по озеленению, в отсутствии которых исполнитель не сможет надлежащим образом определить географические рамки территории, которую необходимо благоустраивать, а, следовательно, объем услуг, подлежащих оказанию.

В документации о закупке Управлением дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска в один лот объединены различные объекты озеленения, подлежащие содержанию по всем районам города, а именно:

-  56 газонов (площадь 2 420 178 кв.м);

- объекты цветочного оформления (площадь 16 938,8 кв.м);

- 27 скверов (площадь 635 705 кв.м).

При этом указанные объекты озеленения расположены в семи районах города Челябинска и доказательств необходимости их объединения в один лот, а также невозможности проведения торгов по содержанию указанных объектов в зависимости от их расположения по районам, не представлено заказчиком.

Заказчику, оператору электронной площадки 21 мая 2015 года выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены торгов. Предписание исполнено.