Вниманию органов местного самоуправления! Челябинское УФАС России об изменениях в антимонопольном законодательстве

5 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («четвертый антимонопольный пакет»).

 

Федеральный закон разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции на основании плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р, а также перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26 июля 2013 года.

 

Указанным законом вносятся существенные изменения в антимонопольное законодательство, касающиеся вопросов признания хозяйствующих субъектов доминирующими на товарных рынках, признания злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, понятий картель и «вертикальные соглашения», значительно расширяется сфера применения таких институтов как предостережение и предупреждение, конкретизированы различные формы недобросовестной конкуренции. Кроме того, законом внесены изменения в части оптимизации деятельности антимонопольного органа и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Так, например, в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства должностному лицу органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления направляется предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Основанием для направления предостережения является информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела (статья 25.7 Закона о защите конкуренции).

 

Также, в отношении органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, в действиях которых выявлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, до возбуждения дела должно быть выдано в письменной форме предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (статья 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

Существенные изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в части усиления административной ответственности за совершение должностным лицом действий (бездействий), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (статья 14.9). Так, за нарушение антимонопольного законодательства увеличена сумма административного штрафа до пятидесяти тысяч рублей, а повторное совершение аналогичного нарушения влечет дисквалификацию на срок до трех лет.

 

Помимо этого, с января 2016 года антимонопольные органы приступают к рассмотрению жалоб на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур в сферах строительства.

 

 Разработан порядок обжалования в антимонопольный орган по короткой процедуре (7 рабочих дней) актов, действий или бездействия уполномоченных в строительстве органов власти всех уровней или организаций, эксплуатирующих инженерные сети.

 

Жалоба может быть подана на сроки осуществления отдельных процедур в строительстве, на незаконное требование осуществления процедур (для органов власти), а также дополнительно на незаконный отказ в приеме документов и на предъявление к заявителю и документам требований, не предусмотренных законом (для организаций, эксплуатирующих сети).

 

В случае, если по итогам рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольным органом будет установлено нарушение, комиссия по рассмотрению жалобы может принять решение о выдаче соответствующего предписания, а должностные лица, допустившие нарушение, могут быть привлечены к административной ответственности вплоть до дисквалификации (статья 14.9.1 КоАП РФ).