О конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам

Челябинское УФАС России провело исследование рынка услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам в период со второго полугодия 2014 года по первое полугодие 2015 года.

 

Целью анализа является оценка изменения состояния конкурентной среды в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ.

 

На территории Челябинской области действует 5 муниципальных предприятий, осуществляющих автобусные междугородние межмуниципальные перевозки. Частные перевозчики, осуществляющие автобусные пригородные перевозки, захватывающие административный центр Челябинской области, преобладают в структуре фактического распределения автобусных пригородных маршрутов.

 

Согласно Стандарту развития конкуренции в субъектах РФ доля негосударственных (немуниципальных) перевозчиков на межмуниципальных маршрутах от общего количества перевозчиков на межмуниципальных маршрутах в субъекте РФ к 2016 году должна составлять не менее 75%. В 2015 году доля негосударственных (немуниципальных) перевозчиков на межмуниципальных автобусных маршрутах на территории Челябинской области составляет 89,5%.

 

Доля межмуниципальных маршрутов, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными (немуниципальными) перевозчиками, от общего количества межмуниципальных маршрутов в субъекте РФ к 2016 году должна составлять не менее 75%. В 2015 году доля межмуниципальных автобусных маршрутов по перевозке пассажиров негосударственными (немуниципальными) перевозчиками на территории Челябинской области составляет 94,63%.

 

Доля рейсов по межмуниципальным автобусным маршрутам, осуществляемых негосударственными (немуниципальными) перевозчиками, от общего количества рейсов по межмуниципальным маршрутам в субъекте РФ к 2016 году должна составлять не менее 50%. Доля рейсов негосударственных (немуниципальных) перевозчиков по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам на территории Челябинской области, в 2015 году составляет 91,74%.

 

Таким образом, все показатели по рынку услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, установленные новым Стандартом, достигнуты по состоянию на 2015 год.

 

Барьерами входа на рынок услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам согласно полученным ответам хозяйствующих субъектов являются:

 

-перенасыщение рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

 

- ограниченная доступность финансовых ресурсов;

 

- высокая степень изношенности межмуниципального пассажирского наземного транспорта.

 

По данным Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, на каждом из межмуниципальных автобусных маршрутах на территории Челябинской области за период со второго полугодия 2014 года по первое полугодие 2015 года действовало не более 1-2 перевозчиков.

 

Необходимо учесть тот факт, что в исследуемых сельских районах количество перевозчиков составляет также не более двух. При этом сеть межмуниципальных автобусных маршрутов в ряде сельских районов (например, Нагайбакский муниципальный район Челябинской области) характеризуется большим числом транзитных рейсов. Транспортная подвижность населения в сельской местности за последние годы имеет тенденцию к увеличению.  

 

Таким образом, анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам в сельской местности за период со второго полугодия 2014 года по первое полугодие 2015 года на территории Челябинской области свидетельствует о необходимости создания механизмов совершенствования конкуренции.