Челябинское УФАС России признало ненадлежащей рекламу с изображением четырехлучевого символа

 

23 сентября Комиссия Челябинского УФАС России вынесла решение о признании рекламы развлекательных услуг ресторана «Максимилианс», в котором проходил концерт популярной группы, противоречащей требованиям рекламного законодательства.

 

Наружная реклама ресторана была размещена в Челябинске в июне 2015 года в преддверии Дня памяти и скорби, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 1996 года N 857. Данный факт вызвал возмущение отдельных жителей города.

 

Реклама приглашала посетить ресторан и информировала о проведении в нем концерта группы «Quest Pistols». При этом в рекламе использовались образы участников группы и усматривался четырехлучевой символ, сходный до степени смешения с символикой организаций, деятельность которых запрещена Международным военным трибуналом. Указанная символика использовалась в изображении одного из участников группы.

 

Антимонопольным органом установлено, что организация выступления группы осуществлялась по заказу индивидуального предпринимателя, арендующего помещение данного ресторана. Реклама была изготовлена собственными силами сотрудников ресторана и размещена на рекламных конструкциях, находящихся в аренде у предпринимателя. Разрешение органа местного самоуправления на установку рекламной конструкции отсутствовало.

 

Позиция Челябинского УФАС России об оскорбительности используемого образа в рекламе развлекательных услуг и, соответственно, о нарушении рекламного законодательства при ее подготовке и распространении, подтверждена мнением Независимой экспертной группы. Согласно полученному заключению, данное изображение является свастикой и сходно до степени смешения с символикой Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Демонстрация символики указанной организации и символики, сходной с ней до степени смешения, не допускается в РФ.

 

Как указано в мнении Независимой экспертной группы, использование такого изображения в рекламных материалах является оскорбительным для национальных чувств российских граждан, ветеранов войны и их родственников.

 

В соответствии с ч.6 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование оскорбительных образов.

 

Согласно Закону об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала).

 

По мнению Конституционного суда РФ, использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису (происхождению, включая религиозное) – может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны.

 

Челябинское УФАС России отмечает, что при подготовке рекламных материалов рекламодатели и рекламораспространители должны проявлять должную степень ответственности, в том числе по соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

 

Антимонопольный орган признал индивидуального предпринимателя, являющегося рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы, нарушившим требования Закона о рекламе.

 

Следует отметить, что данная наружная реклама была демонтирована еще в июне 2015 года.