• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги круглого стола по вопросам разграничения пределов полномочий и компетенции антимонопольного органа и исключения из полномочий антимонопольного органа вопросов по рассмотрению обращений граждан

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

по вопросам разграничения пределов полномочий и компетенции антимонопольного органа и исключения из полномочий антимонопольного органа вопросов по рассмотрению обращений граждан.

11 июня 2015 года

Председательствовал:

 

Руководитель Челябинского УФАС России                                    

А.А. Козлова

 

присутствовали:

Заместитель министра тарифного регулирования

И.В. Малюгова

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России

Е.Г. Рысева

Заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области»

Э.Б. Никитина

Начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска

С. Н. Кочетков

Заместитель начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска

Л.С. Балашова

Начальник отдела по нормативам Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области

А.А. Антонов

Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области

О.А. Степанова

Начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта

Д.А. Дозморова

Генеральный директор МУП «ПОВВ»

Д.Л. Поташев

Исполняющий обязанности директора СП «Водосбыт» МУП «ПОВВ»

О.В. Суховеркова

Директор Ассоциации «НП СРО ОУ МКД Южного Урала»

С.М. Рукавишникова

Заместитель генерального директора ОАО «Челябинскгражданстрой»

Е.А. Савченков

Начальник отдела ООО «Манхэттен»

Е.С. Шабанова

Директор ОАО «УТСК»

И.Н. Рындин

Заместитель директора по сбытовой деятельности ОАО «УТСК»

А.Г. Коркина

Исполнительный директор ОАО «Миассводоканал»

А.К. Терегулов

Начальник бюро по работе с населением ОАО «Миассводоканал»

А.С. Карякина

Начальник отдела сбыта ОАО «Челябоблкоммунэнерго»

Н.Л. Юровская

Начальник юридического отдела ООО «Златоустовский водоканал»

Ю.Б. Вольская

Замначальника юридического отдела  ООО «Златоустовский водоканал»

Е.В. Москвина

Представитель ООО «Златоустовский водоканал»

Н.М. Сашко

Начальник юридического отдела ММПКХ г.Озёрска

О.В. Мильник

Специалист 1 категории ММПКХ г.Озёрска

С.В. Капитонов

Представитель ММПКХ г. Озёрска

С.Н. Ревин

Главный экономист МУП «Водоснабжение ЗГО»

Ю.Л. Поздеева

Юрисконсульт МУП «Водоснабжение ЗГО»

И.В. Румихина

Представители УК «Созвездие»

А.А. Меркулов

А.В. Слободников

Представитель ТСЖ Пушкина, 62

А.М. Попов

Представитель ООО Компания «Жилкомсервис»

В.А. Катальников

Представитель ООО «Доверие»

К.Б. Природин

Представители МУП «ЧКТС»

Э.А. Богатырёва

Р.Ж. Калыбаева

М.В. Николаевская

Представители ООО УК «Ремжилзаказчик»

А.А. Жогов

С.В. Кожин

Е.С. Ревина

Представитель УК «Галион»

И. Лой

Корреспондент газеты «Колющенец» завода Колющенко

В.В. Гуренков

Главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России

Ю.Г. Ростовцева

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России

С.С. Потапченко

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России

О.В. Сухова

 

Слушали: Козлову А.А., Рысеву Е.Г., Малюгову И.В., Никитину Э.Б., Кочеткова С.Н., Балашову Л.С., Антонова А.А., Степанову О.А.

Рассмотрели следующие вопросы:

1. Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению обращений граждан-потребителей коммунальных услуг на действия (бездействия) ресурсоснабжающих организаций, занимающих доминирующее положение, в том числе по вопросам правомерности выставления такими организациями гражданам-потребителям коммунальных услуг платы за услуги водоснабжения и теплоснабжения на общедомовые нужды;

2. Начисление необоснованно высокой стоимости за установку общедомовых приборов учета и выставление указанной стоимости собственникам помещений многоквартирных домов.

Итоги Круглого стола.

 

Довести до сведения заинтересованных лиц позицию компетентных органов по следующим вопросам:

1. Согласно сформировавшейся в судебной практике позиции Федерального арбитражного суда Уральского округа (дело № А76-21638/2014, № А76-14793/2014, № А50-14688/2013, А76-5317/2015), принятие и рассмотрение по существу заявлений граждан-потребителей коммунальных услуг на действия (бездействия) ресурсоснабжающих организаций, занимающих доминирующее положение, выходит за пределы компетенции антимонопольного органа.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции.

По мнению судов, в полномочия антимонопольного органа входит рассмотрение обращений граждан лишь в том случае, если нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действующего законодательства привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках в соответствующих географических границах.

Статья 10 Закона о защите конкуренции не презюмирует, что любое нарушение норм действующего законодательства, допущенное хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, является ограничением конкуренции либо совершается именно как злоупотребление доминирующим положением.

Формулировка части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции о запрете действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, не подменяет собой регулирования допускаемых лицом, имеющим указанный статус на рынке товаров (работ, услуг), нарушений норм действующего законодательства именно тем законодательством, в рамках которого допущено конкретное нарушение.

Нарушение прав третьих лиц, за которое хозяйствующих субъект – доминант должен нести ответственность как за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не может быть квалифицировано как антимонопольное нарушение без контекста части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, из которой следует, что незаконные действия должны быть допущены хозяйствующим субъектом именно в связи с его доминирующим положением либо для устранения конкуренции.

Оценивая действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе рассматривать дела и принимать решения о нарушении занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом законодательства, если это не связано с законодательством о защите конкуренции.

Правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и гражданином-потребителем, которые регулируются жилищным законодательством, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, например, отношения между  такой организацией и гражданином-потребителем коммунальных услуг по вопросам правомерности выставления платы за услуги водоснабжения и теплоснабжения на общедомовые нужды, не могут быть рассмотрены антимонопольным органом, так как входят в компетенцию Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области».

Иные правоотношения, возникшие между хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, и гражданином-потребителем, проживающим в многоквартирном или индивидуальном жилом доме, которые можно квалифицировать как отношения между исполнителем и потребителем и которые регулируются законодательством о защите прав потребителей, относятся к ведению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области.

2. Вопрос, связанный с начислением ресурсоснабжающей организацией необоснованно высокой стоимости за установку общедомовых приборов учета и выставление указанной стоимости собственникам помещений многоквартирных домов, если цена установки прибора учёта выше среднерыночной цены, сложившейся в сопоставимых товарных рынках, муниципальных образованиях, субъектах РФ, и включает в себя необоснованные расходы, такие, как диспетчеризация и автоматизация, рассматривается антимонопольным органом как злоупотребление ресурсоснабжающей организацией своим доминирующим положением либо как нарушение части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.