Итоги круглого стола по развитию конкуренции на рынке оказания транспортных услуг Челябинской области

Протокол заседания круглого стола по обсуждению предложений в план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики на территории Челябинской области» на рынке оказания транспортных услуг Челябинской области

01.12.2014

 

Председатель:

Сапрыкина Наталья Владимировна, заместитель руководителя Челябинского УФАС России.

 

            Участники круглого стола:

1.  Аржанников Андрей Адреевич, юрисконсульт МУП «Служба организации движения»;

2. Вурьев Денис Викторович, ведущий специалист-эксперт Челябинского УФАС России;

3.Гафуров Вячеслав Фаритович, заместитель директора МУП «ЧелябГЭТ»;

4. Глазков Максим Викторович, директор ООО «Уралинфотек»;

5. Гущина Елена Васильевна, консультант государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Челябинской области;

6. Горячко Юрий Юрьевич, представитель Челябинской городской Думы;

7. Диниева Алена Адамовна, представитель Администрации города Челябинска;

8. Дорофеев Виктор Дмитриевич, консультант отдела пассажирских перевозок Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области;

9. Дударева Ирина Юрьевна, начальник отдела правового управления Администрации Миасского городского округа;

10. Заводская Марина Андреевна, главный специалист-эксперт Челябинского УФАС России;

11. Кайзер Татьяна Рашитовна, представитель Челябинской городской Думы;

12.Козлов Олег Викторович, начальник Управления транспорта Администрации г. Челябинска;

13. Кулакова Наталья Сергеевна, заместитель начальника Управления транспорта Администрации г. Челябинска;

14. Логинова Анастасия Алексеевна, главный специалист управления развития телекоммуникаций, связи и телерадиовещания Министерства информационных технологий и связи Челябинской области;

15. Мангилёва Ольга Анатольевна, старший помощник прокурора Ленинского района г. Челябинска;

16. Матишова Елена Сергеевна, главный специалист Управления транспорта Администрации г. Челябинска;

17. Миньков Денис Юрьевич, директор ООО «Трансгидсервис»;

18. Муленков Василий Владимирович, директор МУП «Служба организации движения»;

19. Панин Павел Витальевич, директор ООО «БЕНТОК-СМОЛЕНСК»;

20. Швадчена Елена Александровна, главный специалист Министерства социальных отношений Челябинской области;

21. Шуплецов Борис Анальевич, представитель ООО «Уралинфотек».

 

 

Повод к проведению круглого стола:

Челябинским УФАС России в настоящее время в отношении органов местного самоуправления Челябинской области рассматривается ряд дел по вопросам, связанным с нарушением указанными органами власти антимонопольного законодательства при организации обеспечения проезда льготной категории граждан. В их числе дело, возбужденное по заявлению ООО «Уралинфотек» в отношении Администрации города Челябинска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и МУП «Служба организации движения» - части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела установлено, что из хозяйственного ведения МУП «Служба организации движения» в муниципальную казну переданы социальные карты, программное обеспечение и оборудование, необходимое для их оформления, реализации и использования, которые ранее были приобретены предприятием. Однако МУП «Служба организации движения» до настоящего времени продолжает осуществлять полномочия органов местного самоуправления по оформлению и выдаче социальных карт льготным категориям граждан.

Администрацией города Челябинска не определен порядок использования перевозчиками и гражданами действующих социальных карт для перевозки льготных категорий граждан. Отсутствие указанной информации препятствует осуществлению деятельности частным перевозчикам по осуществлению перевозки льготных категорий граждан в целях получения субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением указанных мер социальной поддержки, а также фактически создает преимущественные условия осуществления такой деятельности муниципальным перевозчикам.

Кроме того, в заявлении ООО «Уралинфотек» указано на бездействие Администрации города Челябинска по неопределению порядка проезда льготных категорий граждан в пассажирском транспорте общего пользования, что может нарушать права указанных категорий граждан.

Ранее Челябинским УФАС России было рассмотрено дело № 68-07/12 о нарушении Администрацией города Челябинска антимонопольного законодательства при принятии отдельных пунктов Постановления от 18.01.2012 № 5-п «О модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска». По результатам рассмотрения дела выдано предписание, во исполнение которого указанное постановление Администрацией отменено. Решение и предписание по делу № 68-07/12 о нарушении антимонопольного законодательства были обжалованы ответчиком в суде. Суды в трех инстанциях отказали в удовлетворении заявленных требований (дело № А76-6967/2013).

Кроме того, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.06.2014 по делу № А65-25669/2013 подтверждена позиция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о том, что оператор автоматизированной системы должен предусмотреть возможность осуществления интеграции оборудования перевозчиков в указанную систему.

По мнению Челябинского УФАС России, в целях учета количества предоставленных льготникам услуг по перевозке пассажиров транспортом орган местного самоуправления, вправе приобрести исключительные права на программное обеспечение, необходимое для оформления, реализации и использования социальных карт, либо осуществить закупку услуг на  разработку нового программного обеспечения и обеспечить им всех перевозчиков, с которыми заключены договоры на осуществление перевозки пассажиров по внутримуниципальным маршрутам, передачу необходимых прав для использования социальных карт и автоматизированной системы на срок действия договора. При этом необходимо обеспечить приобретение социальных карт с «открытым протоколом» и предусмотреть возможность интеграции оборудования перевозчиков в автоматизированную систему учета оплаты услуг по перевозке пассажиров.

В целях всестороннего рассмотрения данного вопроса и принятия решения, обеспечивающего соблюдение действующего законодательства при реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения, Челябинским УФАС России принято решение о проведении круглого стола для выработки предложений в целях недопущения нарушения законодательства Российской Федерации, а также прав и интересов граждан.

 

Вопрос: Меры по развитию конкуренции на рынке оказания транспортных услуг Челябинской области

Решили: Рассмотреть вопрос о включении в Дорожную карту следующих мероприятий по развитию конкуренции на рынке оказания транспортных услуг Челябинской области:

1) определение порядка обеспечения граждан социальными картами: определение уполномоченного органа по выдаче и оформлению социальных карт; порядка приобретения органами власти социальных карт; требований к социальным картам; порядка получения гражданами социальных карт.

2) определение порядка функционирования автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке пассажиров: определение требований к системам (терминалам), находящимся в пользовании у перевозчиков и органов местного самоуправления;

3) определение порядка приобретения органами власти самоуправления и перевозчиками программного обеспечения, необходимого для учета оплаты услуг по перевозке льготных категорий граждан;

4) определение порядка выбора органами власти хозяйствующего субъекта, обеспечивающего сбор денежных средств, оплачиваемых гражданами для пополнения социальной карты;

5) определение порядка выбора органами местного самоуправления кредитной организации для открытия счета для аккумулирования денежных средств граждан, предназначенных для пополнения социальных карт;

6) определение порядка оплаты перевозчику денежных средств, получаемых от граждан при пополнении социальной карты.