В Челябинском УФАС России состоялось заседание круглых столов по Правилам подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения

 

24 и 25 ноября в Челябинском УФАС России состоялись круглые столы по вопросам, возникающим при применении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

24 ноября 2014 года                                                                                                                 

№ 2

 

Председательствовал:

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России                             Семенова Е.Г.

 

присутствовали:

Начальник отдела

антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России                                                                     Расторгуева Ю.М.

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России                                                                           Конькова О.В.

 

Главный специалист отдела ценообразования

в электроэнергетике

Государственного комитета

«Единый тарифный орган Челябинской области»                                        Симоненко А.В.

 

Главный специалист отдела

ценообразования в электроэнергетике

       Государственного комитета

«Единый тарифный орган Челябинской области»                                      Федотова И.Ю.

 

Начальник юридического управления

ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,

ОАО «Челябинскгоргаз»

 

 

Сапожников М.Н.

 

Начальник службы «Единое окно» ОАО «Челябинскгоргаз»

Левкина В.В.

Юрист ООО «Консалтинговая компания «Константа»

 

Порфирьева Н.С.

Генеральный директор ООО «Классик»

Орлов А.В.

Начальник планово-технического отдела

ОАО «Трансэнерго»

                                                                           1

Пульников А.С.

 

Начальник экономического отдела ОАО «Трансэнерго»

 

Иванова И.К.

 

Инженер-энергетик ОАО «Трансэнерго»

 

Макейкин М.В.

 

Начальник планово-экономического отдела ЗАО «Магнитогорскгазстрой»

 

Букреев В.М.

 

Заместитель генерального директора ЗАО «Магнитогорскгазстрой»

 

Воронин А.М.

 

Главный инженер ООО «Озерскгаз»

 

Асташов В.А.

 

Главный экономист ООО «Озерскгаз»

 

Слушали: Семенову Е.Г., Расторгуеву Ю.М., Симоненко А.В., Сапожникова М.Н., Порфирьеву Н.С., Иванову И.К., Орлова А.В., Букреева В.М., Асташова В.А.

 

                            Максименко С.А

 

I. Повод к проведению Круглого стола

По итогам проведения 25 сентября текущего года Общественно-консультативного совета при Челябинском УФАС России в т.ч. по вопросам применения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения), а также в связи с поступающими жалобами на нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров об осуществлении технологического присоединения к газораспределительной сети в целях разработки алгоритма порядка действий граждан и хозяйствующих субъектов при подключении к сетям газораспределения организовано проведение Круглого стола. 

В рамках подготовки к проведению Круглого стола Челябинским УФАС России газораспределительным организациям Челябинской области было предложено представить для обсуждения предложения по содержанию алгоритма (порядка) действий лиц (хозяйствующих субъектов и граждан) при заключении и исполнении договора о технологическом присоединении к газораспределительным сетям: последовательности их действий и перечню необходимых к представлению документов на каждом этапе технологического присоединения - от подачи заявки до фактического пуска газа.

 

II. Мнение присутствующих

Расторгуева Ю.М. перечислила газораспределительные организации, от которых поступили предложения по содержанию алгоритма (порядка) действий лиц (хозяйствующих   субъектов  и  граждан)  при  заключении  и  исполнении  договора  о технологическом присоединении к газораспределительным сетям, а также вопросы по обозначенной теме.

Семенова Е.Г. предложила участникам круглого стола обозначить проблемы, возникающие при применении Правил подключения в части реализации норм, регламентирующих порядок заключения и исполнения договора о технологическом присоединении к газораспределительным сетям на этапах от подачи заявки до фактического пуска газа.

Сапожников М.Н.: Правила подключения устанавливают возможность направления исполнителю запроса о предоставлении технических условий в электронной форме. Между тем, возможность направления заявки о подключении (технологическом присоединении) к газораспределительным сетям в электронной форме прямо не предусмотрена. В связи с чем, возникает вопрос о возможности направления заявки о подключении (технологическом присоединении) в электронной форме и о том, вправе ли газораспределительная организация предъявлять требования о наличии у заявителя электронно-цифровой подписи.

Представители газораспределительных организаций сообщили об отсутствии практики рассмотрения запросов о предоставлении технических условий, заявок о подключении (технологическом присоединении), поступивших в электронной форме.

Сапожников М.Н.: Правила подключения возлагают на газораспределительную организацию обязанность подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к собственным сетям газораспределения. При этом вопрос о наличии/отсутствии у газораспределительной организации обязанности осуществлять технологическое присоединение к сетям газораспределения, не принадлежащим ей на законных основаниях, анализируемым законодательным актом не урегулирован. В связи с чем, если газораспределительная организация несет бремя исполнения такой обязанности - каков порядок выдачи технических условий и заключения договоров на технологическое присоединение к газораспределительной сети сторонних лиц и возможно ли в данном случае применять аналогию нормы, приведенной в ст. 34 Правил, осуществляя технологическое присоединение лишь при наличии согласия собственника сети газораспределения.

Также в рамках обозначенной проблемы возникают вопросы о порядке, в том числе форме и сроках, получения согласия собственника сети газораспределения, законности истребования от заявителя газораспределительной организацией документов, подтверждающих право собственности на сеть газораспределения, перечне таких документов, законности истребования от заявителя либо собственника технической документации, позволяющей определить параметры технических условий и сохранить условия газоснабжения подключенных к газораспределительной сети лиц.

На территории РФ единая судебная практика разрешения рассматриваемых ситуаций отсутствует. Так, судебные органы Саратовской и Ростовской областей считают возможным технологическое присоединение к сетям газораспределения, не принадлежащим   специализированной  организации  на  законных  основаниях,  лишь

при наличии собственника сети на это. Между тем, суды Свердловской области имеют отличную от данного мнения правовую позицию.

Согласно Федеральному закону «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей.

Букреев В.М.: При присоединении к сетям газораспределения, не принадлежащим газораспределительной организации на законных основаниях, возникает необходимость получения документального подтверждения наличия права собственности стороннего лица на такую сеть. При этом возникает вопрос о том, какие документы можно считать подтверждающими данный факт, помимо свидетельства о праве собственности.

Порфирьева Н.С.: В рамках обозначенной проблемы возникают вопросы о наличии у газораспределительной организации права отказа в выдаче технических условий на подключение к сети газораспределения основного абонента по причине отсутствия у последней статуса эксплуатационной организации в отношении объектов основного абонента, по причине непредставления документального подтверждения права собственности на сеть основного абонента либо отсутствия зарегистрированного права собственности на нее, а также по причине отсутствия у газорапределительной организации необходимой технической документации, позволяющей определить параметры технических условий.

 Также Правилами не предусмотрено, обязан ли заявитель с составе документов, определенных п. 8 Правил, и согласием основного абонента, прикладывать документальное подтверждение наличия у основного абонента законных оснований владения сетью газораспределения и документы о полномочиях лица, подписавшего согласие на подключение, и вправе ли газораспределительная организация при возникновении сомнений в подлинности представленных документов запросить их подтверждение у основного абонента.

Симоненко А.В.: Законодательством об электроэнергетике предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Если применять аналогию норм, действующих в сфере электроэнергетики, ввиду существующего в Правилах подключения пробела, именно газораспределительная организация обязана урегулировать отношения с собственником сети газораспределения и получать его согласие на врезку.

Порфирьева Н.С.: При подключении к сети газопотребления основного абонента при наличии согласия последнего на практике могут возникнуть вопросы о праве отказа газораспределительной организации в выдаче технических условий на подключение к сети газопотребления основного абонента в связи с возможностью подключения объекта капитального строительства не только к сетям основного абонента, но и к сетям газораспределительной организации, а также по причине отсутствия документов, подтверждающих что принадлежащая основному абоненту сеть является именно сетью газопотребления, и документов, позволяющих определить технические параметры сети газопотребления.

Сапожников М.Н.: Правила подключения не определяют возможность  осуществлять технологическое присоединение (подключение) к бесхозяйным газораспределительным сетям. Между тем, газораспределительные организации в практической деятельности осуществляют выдачу технических условий на присоединение к бесхозяйной газораспределительной сети, наиболее близко расположенной к объектам заявителя.

Семенова Е.Г., Расторгуева Ю.М.: Действующим законодательством на газораспределительную организацию возложена обязанность по выдаче технических условий лишь на присоединение к сетям, которыми они владеют на законном основании, либо к сетям основного абонента при наличии его согласия.

Сапожников М.Н.: В Правилах подключения не регламентирован вопрос о возможности возведения газопровода заказчиком ввиду несогласия со сроками подключения.

Иванова И.К.: В силу п. 88 Правил присоединения мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.

Согласно п. 112 Правил в случае, если мероприятия по подключению за границами участка заявителя (либо их часть) осуществляются заявителем, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которого составляет 500 куб. метров и более и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе которого составляет более 0,6 МПа (за исключением мероприятий, связанных с расширением пропускной способности существующей сети газораспределения), в договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.

Согласно п. 89 Правил заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель несет балансовую и эксплуатационную   ответственность   до  границ  земельного  участка,  кроме  случая,

указанного в пункте 112 настоящих Правил.

Расторгуева Ю.М.: Заявитель вправе осуществлять мероприятия по подключению в границах принадлежащего ему земельного участка, а за пределами границ его земельного участка такие мероприятия выполняет газораспределительная организация.

Кроме того, порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон является существенным условием договора о подключении (пп. «в» п. 83 Правил).

Семенова Е.Г.: Между тем, запрет на строительство газопровода за пределами принадлежащему заявителю земельного участка действующим законодательством не предусмотрен.

Симоненко А.В.: Представляется целесообразным возведение газопровода силами газораспределительной организации или переход к последней права собственности и эксплуатационной ответственности на часть газопровода, возведенную заказчиком, ввиду предъявляемых законом требований безопасности.

Расходы на строительство заявителем газопровода учитываются при установлении платы за технологическое присоединение (подключение) применительно к конкретной ситуации.

Семенова Е.Г.: Правилами подключения не урегулирован вопрос о том, как действовать газораспределительным организациям при отказе заявителя выполнять технический проект на территории собственного земельного участка.

Сапожников М.Н.: Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что у газораспределительных организаций отсутствуют основания требовать от заявителей выполнения технического проекта на принадлежащих им земельных участках.

Семенова Е.Г.: В муниципальных образованиях Челябинской области выдачу технических условий и заключение договоров на технологическое присоединение осуществляли подрядные организации, не имеющие траиф на транспортировку природного газа, то есть не являющиеся газораспределительными организациями.

Привлекают ли газораспределительные организации к содействию в выполнении технологического присоединения в настоящее время подрядные организации.

Орлов А.В.: ООО «Классик», осуществляющее деятельность на территории Сосновского муниципального района Челябинской области, выдавало технические условия на присоединение от имени специализированной организации на основании заключенного с ней договора.

В настоящее время Общество обратилось с заявлением на установление тарифа на транспортировку природного газа для выхода на рынок технологического присоединения в качестве газораспределительной организации.

Порфирьева Н.С.: Глава III Правил подключения закрепляет возможность уступки права на использование мощности при соблюдении определенных условий.

При этом Правилами не урегулированы вопросы о правомерности действий газораспределительной организации по выдаче технических условий подключения к собственной сети газораспределения в случае поступления запроса о выдаче технических условий (с приложением соглашения об уступке права мощности), в которой точкой подключения определен существующий газопровод основного абонента, расположенный на территории производственной площадки.

 Обязана ли газораспределительная организация в такой ситуации выдать заявителю технические условия на подключение к сети основного абонента с точкой присоединения, указанной в заявке.

 Асташов В.А.: Технические условия на подключение в таком случае выдает газовая служба организации, обслуживающей газопровод, определенный в качестве точки врезки.

 Сапожников М.Н.: Объем переуступаемой мощности и точку врезки выбирают сами стороны соглашения об уступке права на использование мощности и технические условия может выдать организация, предоставляющая такую мощность.

 

 

III. Итоги Круглого стола.

 

1. Довести до сведения всех заинтересованных лиц вопросы, вошедшие в предмет обсуждения Круглого стола, путем размещения протокола на сайте Челябинского УФАС России.

2. Разработать алгоритм порядка действий граждан и хозяйствующих субъектов при подключении к сетям газораспределения с учетом поступивших от газораспределительных организаций предложений.

3. Разместить разработанный алгоритм порядка действий граждан и хозяйствующих субъектов при подключении к сетям газораспределения на сайте Челябинского УФАС России и органов местного самоуправления Челябинской области. 

 

Председательствующий:

 

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России                             Е.Г. Семенова

 

Начальник отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России                                                                         Ю.М. Расторгуева

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России                                                                           О.В. Конькова

 

Главный специалист отдела ценообразования

в электроэнергетике

Государственного комитета

«Единый тарифный орган Челябинской области»                                        Симоненко А.В.

 

Главный специалист отдела

ценообразования в электроэнергетике

       Государственного комитета

«Единый тарифный орган Челябинской области»                                      Федотова И.Ю.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

 

25 ноября 2014 года                                                                                                                  № 3

 

Председательствовал:

 

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России                             Семенова Е.Г.

 

присутствовали:

 

Начальник отдела

антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России                                                                     Расторгуева Ю.М.

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России                                                                           Конькова О.В.

 

Главный специалист отдела ценообразования

в электроэнергетике

Государственного комитета

«Единый тарифный орган Челябинской области»                                        Симоненко А.В.

 

Главный специалист отдела

ценообразования в электроэнергетике

       Государственного комитета

«Единый тарифный орган Челябинской области»                                      Федотова И.Ю.

 

Общественная инициативная группа «Кунашакский район без коррупции»

 

 

Хасанов Р.Н.

 

Слушали: Семенову Е.Г., Симоненко А.В., Хасанова Р.Н.

 

I. Повод к проведению Круглого стола

 

            25 сентября текущего года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Челябинском УФАС России по вопросам применения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения № 1314),  по итогам  проведения которого  принято решение об организации круглого стола для рассмотрения вопроса о взаимодействии между компетентными органами при рассмотрении заявлений граждан и хозяйствующих субъектов на нарушения газораспределительными организациями Правил подключения № 1314, с участием Челябинского УФАС России, Государственного Комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» и Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

           

II. Мнение присутствующих

 

Семенова Е.Г.: В связи с отсутствием представителей Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обсуждение вопросов по обозначенной теме не представляется возможным.

Симоненко А.В.: Для разработки эффективных механизмов разрешения вопросов, возникающих при рассмотрении заявлений граждан и хозяйствующих субъектов на нарушения газораспределительными организациями Правил подключения № 1314, целесообразно получить мнение не только представителей Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, но также представителей ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» и Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.

Хасанов Р.Н. предложил привлечь к участию в проведении  круглого стола по обозначенной теме представителей Администраций муниципальных образований Челябинской области, организаций, осуществляющих строительство газовых сетей, а также представителей газораспределительных организаций.

           

III. Итоги Круглого стола.

 

1. Предложить представителям ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области», Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, организаций, осуществляющих строительство газовых сетей, газораспределительных организаций принять участие в проведении Круглого стола по обозначенной теме.

2. Предложить Государственному Комитету «Единый тарифный орган Челябинской области», Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области», Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области направить в Челябинское УФАС России вопросы, подлежащие включению в предмет обсуждения на Круглом столе по обозначенной теме.

 

Председательствующий:

 

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России                             Е.Г. Семенова

 

Начальник отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России                                                                        Ю.М. Расторгуева

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России                                                                           О.В. Конькова

 

Главный специалист отдела ценообразования

в электроэнергетике

Государственного комитета

«Единый тарифный орган Челябинской области»                                        Симоненко А.В.

 

Главный специалист отдела

ценообразования в электроэнергетике

       Государственного комитета

«Единый тарифный орган Челябинской области»                                      Федотова И.Ю.