Челябинское УФАС России сообщило заказчикам о последствиях утверждения документации с нарушением Закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

25 сентября в Челябинском УФАС России состоялся круглый стол с федеральными заказчиками по теме «Практика привлечения должностных лиц заказчика за утверждение документации с нарушением Закона о контрактной системе».

 

С докладами выступили заместитель руководителя Челябинского УФАС России Н.В.Сапрыкина, а также сотрудники отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд: начальник В.А. Ливончик, заместитель начальника К.А. Долгополова, главный специалист-эксперт И.О. Кокшарова и специалист-эксперт Е.Б.Черенкова.

 

 

Сотрудники Челябинского УФАС России обратили внимание присутствующих, что к самостоятельным составам административных правонарушений отнесены случаи, предусмотренные частями 4 и 4.1. ст.7.30 КоАП РФ. В их числе установление неправомерных требований к участникам закупки, к составу заявок, требований к товару, которые могут привести к ограничению круга участников торгов или запросов котировок, формирование лота с нарушением требований закона. Ответственность за данные нарушения превышает санкции статьи 4.2. ст.7.30 КоАП РФ.

 

Участники круглого стола отметили, что по части 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности исключительного того лица, который утвердил документацию о закупке или определил содержание извещения о запросе котировок. Наиболее часто должностные лица заказчика привлекаются к  ответственности по части 4.2. ст.7.30 КоАП РФ по  причине нарушения Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, при формировании  проекта контракта, а также ввиду отсутствия в документации инструкции по заполнению заявки или отсутствия в размещаемых на сайте документах сведений, позволяющих сделать вывод о содержании заявок, о четком перечне предоставляемых в составе заявке документах (как об участнике закупки, так и о поставляемом товаре).

 

Например, согласно документации об аукционе Заказчику требовалось выполнить работы с использованием эмали, которая согласно документации должна обеспечить гладкую/однородную без расслаивания/оспин/потеков/морщин/посторонних включений поверхность.

 

Однако в инструкции по заполнению заявки отсутствуют сведения о том, что означает знак «/», необходимо ли участникам закупки выбрать одно из значений или указать указанный показатель в точном соответствии с документацией об Аукционе. В результате участникам закупки, которые в своих заявках указали один из этих показателей, было отказано в допуске к участию в торгах. Очевидно, что такую документацию невозможно признать соответствующей Закону.

 

Несмотря на требования Закона о контрактной системе, заказчики не указывают в документации требование о наличии и предоставлении в составе заявки на участие в торгах лицензии (аттестатов, допусков саморегулируемой организации и т.д.) в случае, если с учетом объекта закупки и в соответствии с действующим законодательством участник должен располагать указанными разрешениями. Нередки случаи, когда заказчики не определяют конкретный вид деятельности, который должен быть указан в приложении к предоставленной участником закупки лицензии (аттестату, допуску СРО). Как правило, заказчики не устанавливают конкретный перечень документов, который участник обязан представить в составе заявки для подтверждения качества поставляемого товара, устанавливая при этом необходимость предоставления таких документов в составе заявок.

 

Помимо этого должностные лица заказчиков при утверждении документации не учитывают положения статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку в проекте контракта определяют штрафы и пени сторон с нарушением положений законодательства, не устанавливают сроки приемки товаров и сроки оформления результатов такой приемки, а также не определяют срок действия контракта в виде конкретной календарной даты, что ведет к невозможности предоставления участниками закупки обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии.

 

 

Рассматриваемая тема вызвала интерес у федеральных заказчиков, в том числе и по причине возможности задать сотрудникам службы и обсудить с коллегами вопросы, с которыми сталкиваются заказчики в своей нелегкой работе при организации госзакупок.