Итоги государственного контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд Челябинским УФАС России в 2013 году

5 февраля в пресс-центре ИА "Интерфакс-Урал" прошла пресс-конференция по итогам государственного контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд Челябинским УФАС России в 2013 году с участием руководителя А.А. Козловой, начальника отдела антимонопольного контроля Ю.М. Расторгуевой и начальника отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Д.А. Дозморовой.

 

Челябинское УФАС России осуществляет государственный контроль на территории Челябинской области за соблюдением антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о естественных монополиях, закона о торговой деятельности в части соблюдения торговыми сетями антимонопольных требований, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд и о закупках для нужд отдельных юридических лиц, законодательства в сфере электроэнергетики в части соблюдения запрета на совмещение конкурентных видов деятельности и естественно – монопольных, а также закона об энергосбережении и стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

 

Всего в Челябинском УФАС России работает 50 специалистов, подразделений в муниципальных образованиях нет.

 

В 2013 году Челябинским УФАС России рассмотрено 3609 (2369 – в 2012 году) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Количество обращений возросло почти наполовину и изменилось по направлениям деятельности антимонопольных органов, в т.ч. и в связи с изменением действующего законодательства. Из них:

- 687 (586) заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства;

- 268 (163) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;

- 2176 (1308) заявлений и обращений по законодательству о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

- 8 (12) ходатайств и уведомлений о совершении сделок по экономической концентрации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции»;

- 50 (127) уведомлений об участии в торгах в соответствии с Законом о приватизации;

- 157 (76) жалоб на заказчиков при проведении различных торгов, рассматриваемых в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции;

- 71 (93) ходатайство о предоставлении государственной и муниципальной преференций;

- 200 (277) обращений за разъяснениями по применению антимонопольного, рекламного законодательства и закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг, в том числе страхованию (ОСАГО), и обоснованности роста цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорта; обращения не только направлены по подведомственности, по ним также даны разъяснения по поставленным вопросам.

 

В этом году опять отмечается рост (в прошлом году прослеживалось обратное) количества обращений о нарушении антимонопольного законодательства: в 2013 году 687 заявлений (в 2011 году 586). Значительно выросло количество заявлений на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере электроэнергетики, и антиконкурентные соглашения и согласованные действия). Так, в 2013 году количество обращений по этому направлению составило 492 (377 - в 2012 году), однако количество возбужденных дел не выросло в связи с активным применением антимонопольным органом института предупреждений и предостережений, большинство которых исполнено. Так, в 2012 году выдано 19 предупреждений и предостережений, а в 2013 году уже 80. Вместе с тем, количество выданных предписаний также выросло с 81 в 2012 году до 104 в 2013 году. Это связано, в первую очередь, с рассмотрением дела по антиконкурентному соглашению между ОАО «СМП – банк» и страховыми организациями и выдачей по его результатам 30 предписаний (каждой страховой компании и банку).

 

Выявление и пресечение картельных соглашений является приоритетным направлением деятельности антимонопольных органов на ближайшие годы.  В 2013 году Челябинским УФАС России возбуждено 11 дел (в 2012 году - 3), признано 7 фактов нарушений и выдано 30 предписаний. Это 3 дела по картелю на торгах, 1 по банку и страховым организациям, 2 в сфере ЖКХ.

 

Сократилось количество обращений на недобросовестную конкуренцию со стороны конкурентов, но снижения количества возбужденных дел и признанных фактов не наблюдается. Так, в 2013 году поступило 57 заявлений (79 в 2012 году), возбужденных дел 22 (20 в 2012 году), признанных фактов 16 (14 в 2013 году). Как всегда отмечаем 2\3 отказов, что связано с недопониманием со стороны предпринимателей признаков нарушения и непредставления доказательств нарушения. Особенно много антимонопольными органами уделялось внимания выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием олимпийской символики и недобросовестным поведением управляющих компаний в сфере ЖКХ, которые после смены управляющей компании не передавали документацию на дом вновь избранной собственниками компании.

 

Значительно увеличилось количество обращений со стороны предпринимательского сообщества на действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию. При этом предприниматели продолжают отмечать на различных конференциях, опросах, что имеет место значительное количество административных барьеров, но редко обращаются в антимонопольный орган, что затрудняет выявление и пресечение такого рода нарушений. Так, в 2013 году на нарушения со стороны органов власти, не считая закупки для государственных и муниципальных нужд, поступило 216 обращений (159 в 2012 году), по которым возбуждено 151 дело (106 в 2012 году), выдано 82 предписания (65 в 2012 году). Таким образом, 2\3 обращений на органы власти заканчивается возбуждением дела и более половины - вынесением предписаний, чего не наблюдается по обращениям по другим статьям Закона о защите конкуренции.

 

Следует отметить, что такой значительный рост обращений на органы власти и рост количества возбужденных дел и выданных предписаний объясняется введением в 2012 году новой статьи Закона о защите конкуренции - 18.1, которая дала право антимонопольному органу в укороченной процедуре (всего 7 дней) рассматривать жалобы на различные торги, организатором которых выступает орган власти, и принимать меры реагирования вплоть до аннулирования торгов. И здесь немало интересных и прецедентных решений, связанных с передачей в аренду без торгов государственного и муниципального имущества, земельных участков, выбора управляющих компаний и т.д.

 

Растет количество заявлений на нарушения рекламного законодательства. В 2012 году рассмотрено 268 заявлений (163 в 2012 году), возбуждено 112 дел (105 в 2012 году), признано 92 (90 в 2012 году) факта нарушения рекламного законодательства, выдано 96 предписаний (84 в 2012 году). Все предписания, как и в прошлом году, исполнены. Возбуждено 96 дел об административных правонарушениях (166 дел в 2012 году), по итогам рассмотрения которых вынесено 74 (110 в 2012 году) постановления о наложении штрафа. Наблюдается снижение количества дел об административных правонарушениях, все перешли на этот год, однако сумма взысканного штрафа не уменьшилась, даже выросла с 1885000 руб. до 2065000 руб.

 

Так, в 2013 году по 509 обращениям из 687, то есть около 75 % (418 из 586 обращений, т.е. 71% в 2012 году; 67% в 2011 году) обращений, отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения либо доказательств его нарушения. Особенно много отказов по обращениям на злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентным соглашениям, согласованным действиям и недобросовестной конкуренции.

 

Почти в два раза выросло количество обращений и жалоб в антимонопольный орган на нарушения законодательства о размещении заказов. Так, в 2013 году всего обращений поступило 2176 (1308 в 2012 году), из них поступило жалоб участников размещения заказа 618 (519 в 2012 году), 504 жалобы (378 в 2012 году) рассмотрены, их них 244 (172) жалобы признаны обоснованными, то есть 48% (41%) от числа рассмотренных. Выдано всего 359 (251 в 2012 году) предписаний по результатам рассмотрения жалоб и проведения плановых и внеплановых проверок. Проведено в 2013 году внеплановых проверок 509 (412 в 2012 году). Всего проверено 1156 заказов (524 в 2012 году), тоесть в два раза больше чем в прошлом году, из них в 459 заказах выявлены нарушения. Увеличилось количество обращений федеральных заказчиков о согласовании поставки у единственного поставщика- 283 (200 в 2012 году).

 

При осуществлении контроля за размещением заказов в 2013 году Челябинским УФАС России рассмотрено 523 (370 в 2012 году) дела об административных правонарушениях, что почти наполовину больше чем в прошлом году, вынесено 400 (200 в 2013 году) постановлений о наложении штрафа в отношении виновных должностных лиц на сумму более 6,8 млн руб. (5,2 млн. руб. в 2012 году), взыскано более 4,2 млн.(1,8 млн руб. в 2012 году).

 

Всего, в том числе в результате рассмотрения заявлений и проведения проверок, возбуждено производство по 964 (859 в 2012 году) делам о нарушениях антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов, в результате рассмотрения которых выдано 785 (509 в 2012году) предписаний.

 

Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов и комиссий при проведении различных торгов, предусмотренный два года назад статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. В 2013 году Челябинским УФАС России рассмотрено 157 жалоб (78 в 2012 году), половина признана обоснованными. В этом году мы ожидается рост обращений на различные торги.

 

Стабилизировалось количество обжалованных решений и предписаний Челябинского УФАС России о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в судах. Из 156 (147 в 2012 году) решений и предписаний, принятых антимонопольным органом о признании нарушений антимонопольного законодательства, обжаловано 55, в том числе 33 дела в 2013 году (34 в 2012 году), отменено всего 10, в том числе 8 с прошлого периода (10 в 2012 году). Из обжалованных в 2008 - 2013 годах количество отмененных решений и предписаний составляет менее 5 % от принятых. В целом по России 85 % решений и предписаний вступает в законную силу.

 

По контролю за размещением заказа в 2013 году из 399 решений и предписаний обжаловано 85 (70 из 251 в 2012 году), отменено 6 (7 в 2012 году). Таким образом, по нарушениям законодательства о размещении заказов менее 2% отменяется судом от принятых.

 

По нарушениям рекламного законодательства принято 92 (90 – в 2012 году) решения о признании нарушения, из них обжаловано 6 (12 в 2012 году), отменено -0 (2 в 2012 году).

 

В 2013 году Управлением рассмотрено 11 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции», вынесено 7 решений о признании нарушения антимонопольного законодательства.

 

Например, в 2013 году Челябинское УФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства признало действия перевозчиков г. Магнитогорска по заключению и участию в соглашении, которое привело к повышению/понижению и поддержанию стоимости проезда в г. Магнитогорске, нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Челябинское УФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства признало действия ООО «МПК-Строй», ООО «Феникс», ООО «ЭкоЛайф» по заключению и участию в соглашении, которое привело к поддержанию цен в аукционе на выполнение работ по реконструкции магистральных сетей теплоснабжения диаметром 400 мм вдоль ул. Нечая до 19 мкр в г. Снежинске Челябинской области, нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия Челябинского УФАС России признала действия ООО «СТРОМ», ООО «РоСт-К», ООО «Интергрупп» по заключению и участию в соглашении, которое привело к поддержанию цен в аукционе на право заключения контракта на поставку металлических стоек оградительного забора, нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства действия ООО «Автострой», ООО «Эн-Форта», ООО «Экскам», ООО «АМТекс» по заключению и участию в соглашении, которое привело к поддержанию цены в открытом аукционе в электронной форме на разработку проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск (км 225+000 — км 225+000 — км 231+000), а также выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в аукционе на разработку проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск подъезд к г. Тюмень (км 85+000 — км 91+211), признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Челябинское УФАС России признало действия ОАО «СМП Банк» и страховых компаний  ЗАО СГ «УралСиб», ООО «СК «Согласие», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО СК «Альянс», СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СОГАЗ», ООО СК «ВТБ Страхование», ОАО САК «Энергогарант», ОАО СГ «МСК», ООО «СМП Страхование», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «МАКС», ЗАО «Гута-Страхование» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит или может привести к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка, навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Рассмотрено большое количество дел о нарушении антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики. Признаны незаконными действия ОАО «МРСК Урала» по требованию представления заявителями для заключения договора на технологическое присоединение документов, прямо не предусмотренных Правилами присоединения, но которые потребитель обязан иметь в силу требования иных норм законодательства РФ. Действия МУП «Копейские электрические сети», выразившиеся в оказании потребителям платной услуги по выдаче «технических условий на проектирование» стоимостью 3265 рублей при обращении за осуществлением технологического присоединения, также признаны нарушением антимонопольного законодательства.

 

На рынке газа признаны нарушающими антимонопольное законодательство действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в непредставлении гражданам технических условий на присоединение к газораспределительной сети в установленный законодательством срок по результатам проведения плановой выездной проверки. Также признаны противоречащими требованиям Закона о защите конкуренции действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в уклонении от заключения с гражданином договора на присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети по цене, которая должна быть утверждена ГК «ЕТО Челябинской области».

 

Федеральным арбитражным судом Уральского округа подтверждена законность и обоснованность решений Управления в отношении субъектов электроэнергетики:

- О признании действий ОАО «Челябэнергосбыт», выразившихся в необоснованном прекращении обязательств по договору энергоснабжения с ООО «Бакальские коммунальные сети» и ООО «Водоканал г. Бокал», нарушением антимонопольного законодательства;

- О признании действий ОАО «Челябэнергосбыт», выразившихся в отказе от урегулирования преддоговорного спора при заключении с ООО «СК Златмаш» договора на оказание услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации, нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»;

- О нарушении ОАО «Челябэнергосбыт» установленного порядка ценообразования в 2010, 2011 годах при определении ЧЧИМ;

 

Челябинским УФАС России рассмотрено 2 дела в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по эвакуации транспортных средств на штрафстоянки в крупных городах Челябинской области (г. Челябинске и г. Магнитогорске), по результатам рассмотрения которых были вынесены решения о признании фактов нарушения установленного порядка ценообразования. Предписания в обоих случаях не выдавались, поскольку предприятия устранили нарушения в добровольном порядке до вынесения решений. При рассмотрении данных дел Управлением обозначен ряд актуальных проблем, которые в перспективе могут привести к выявлению в текущем периоде аналогичных нарушений хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по эвакуации транспортных средств в других муниципальных образованиях Челябинской области.

 

В сфере ЖКХ Управлением выявлены такие факты нарушения антимонопольного законодательства, как неправомерные расчеты ресурсоснабжающими организациями с гражданами за поставленные энергоресурсы (например, не по показаниям приборов учета), нарушение порядка прекращения подачи энергоресурсов.

 

В отчетном периоде Челябинским УФАС России был рассмотрен ряд дел, возбужденных по фактам необоснованного уклонения отдельными ресурсоснабжающими организациями от согласования проектов на узлы учета энергоресурсов. Так, зачастую в качестве причин не ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета, например, тепловой энергии, указывались неправильное определение диаметров расходомеров, величин гидравлического сопротивления счетчиков воды, несоответствие размеров проходов к узлам учета и др. несоответствия, требующие специальных технических познаний в данной области.

 

В 2013 году продолжилась работа по возбуждению дел и выявлению фактов нарушения антимонопольного законодательства в сфере автомобильных перевозок. Автовокзалам Челябинской области, в отношении которых были установлены факты взимания денежных средств за предварительную продажу билетов, были выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Все предписания исполнены, представлены доказательства отмены данного сбора. 

 

Сократилось количество обжалованных в суд постановлений о наложении штрафа, с 30 % до 25%. Так, в 2013 году из 660 постановлений обжаловано 174 (204 из 509 в 2012 году), снизилось количество отмененных: с 38 постановлений в прошлом году до 23 в 2013 году. При этом полностью отменены всего 8 постановлений о наложении штрафа, когда суд счел, что нет состава правонарушения либо отсутствует вина привлекаемого к ответственности лица. Остается значительным количество отмененных постановлений в связи с малозначительностью правонарушения. Так, в 2013 году отменено 82 из 660 постановлений по малозначительности и в связи с объявлением устного замечания.