• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube

Программа развития конкуренции в Челябинской области на 2010 — 2012 гг.

Программа развития конкуренции в Челябинской области на 2010 — 2012 гг.

Челябинское УФАС России публикует Программу развития конкуренции в Челябинской области на 2010-2012 годы, утвержденную распоряжением Правительства Челябинской области от 08.10.2010 № 287-рп.

Распоряжение Правительства Челябинской области от 8 октября 2010 г. N 287-рп "О программе развития конкуренции в Челябинской области на 2010-2012 годы"

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации", в целях реализации в Челябинской области конкурентной политики:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития конкуренции в Челябинской области на 2010-2012 годы.

2. Заместителям Губернатора Челябинской области, руководителям органов исполнительной власти Челябинской области организовать своевременное выполнение программных мероприятий.

3. Органам исполнительной власти Челябинской области ежеквартально, до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца, представлять в Министерство экономического развития Челябинской области (Мурзина Е.В.) на бумажном и электронном носителях информацию о ходе выполнения программных мероприятий.

4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам местного самоуправления Челябинской области организовать работу по выполнению программных мероприятий.

5. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Федечкин Д.Н.) опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.

6. Организацию выполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Клёпова Ю.В.

7. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

 

Председатель Правительства
Челябинской области

М.В. Юревич

 

Утверждена распоряжением Правительства Челябинской области от 8 октября 2010 г. N 287-рп

Программа развития конкуренции в Челябинской области на 2010-2012 годы

I. Общие положения

Основной целью Программы развития конкуренции в Челябинской области на 2010-2012 годы (далее именуется - Программа) является реализация в Челябинской области конкурентной политики, направленной на снижение инфраструктурных и административных барьеров при входе на товарные рынки.

Программа разработана в соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р, методическими рекомендациями Минэкономразвития России.

Основными разработчиками Программы выступили органы исполнительной власти Челябинской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, общественные организации предпринимателей ("Опора России", "Союз предпринимателей"), Южно-Уральская торгово-промышленная палата.

Программа включает оценку конкурентной среды на приоритетных товарных рынках и рынках услуг, факторы, препятствующие развитию конкуренции на этих рынках, определяет основные задачи по развитию конкуренции, формирует план первоочередных мероприятий по развитию конкуренции, устанавливает целевые показатели.

Основными задачами Программы являются:

упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности, сокращение необоснованных барьеров входа на товарные рынки;

организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

создание механизмов предотвращения избыточного регулирования хозяйственной деятельности.

В Программу включены мероприятия, которые будут осуществляться по согласованию с органами местного самоуправления Челябинской области, территориальными подразделениями федеральных органов.

 

II. Анализ конкурентной среды в приоритетных сферах экономики

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс является важнейшим сектором экономики Челябинской области, его доля в валовом региональном продукте составляет почти 9,5 процента. На развитие конкурентной среды в агропромышленном комплексе направлена реализация ряда мероприятий областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2009-2012 годы".

В структуре производства сельскохозяйственной продукции 50 процентов приходится на растениеводство и 50 процентов на животноводство. В растениеводстве преобладает выращивание зерновых и кормовых культур, картофеля, овощей. Продукцию сельского хозяйства производят 4124 организации, в том числе 3989 организаций частной формы собственности (96,7 процента), 62 государственных и муниципальных организации (1,5 процента), 23 организации смешанной российской собственности (0,6 процента).

Пищевая и перерабатывающая промышленность Челябинской области (далее именуется - пищевая промышленность) являются социально значимыми в экономике Челябинской области, так как регион заинтересован в развитии производства продуктов питания и обеспечении населения продовольственными товарами собственного производства.

Пищевые продукты (включая напитки и табак) производят 1216 организаций, в том числе 1129 организаций частной формы собственности (92,8 процента), 29 государственных и муниципальных (1,2 процента), 29 организаций смешанной российской собственности (2,4 процента).

В организациях по производству пищевых продуктов занято свыше 30 тысяч человек, что составляет 8,6 процента численности занятых во всех обрабатывающих производствах Челябинской области.

В агропромышленном комплексе продолжается процесс образования холдинговых структур, которые объединяют в единую цепь производство сельхозпродукции, ее глубокую переработку и реализацию: Объединение "СоюзПищепром", общество с ограниченной ответственностью "Центр пищевой индустрии - Ариант", Объединение "Ситно", открытое акционерное общество "Народный хлеб", открытое акционерное общество "Мак-фа", закрытое акционерное общество "Чебаркульская птица".

Главным направлением дальнейшего развития перерабатывающей промышленности Челябинской области должно стать формирование устойчивого и эффективного производства с глубокой переработкой сырья, максимально удовлетворяющего население области высококачественной продукцией.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, крупнейшими предприятиями области являются:

в мясной промышленности - общество с ограниченной ответственностью "Равис - птицефабрика Сосновская" (21,8 процента), открытое акционерное общество "Агрофирма Ариант" (16,5 процента), закрытое акционерное общество "Уралбройлер" (16,2 процента);

в мукомольно-крупяной промышленности - открытое акционерное общество "Макфа" (33,6 процента), закрытое акционерное общество "Магнитогорский комбинат хлебопродуктов - СИТНО" (14,3 процента), закрытое акционерное общество "Комбинат хлебопродуктов - "Злак"" - (12,5 процента);

в производстве макаронных изделий - открытое акционерное общество "Макфа" (60 процентов), открытое акционерное общество "Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича" (19,2 процента).

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

специфические особенности сельскохозяйственного производства (природно-климатические условия территории, сезонность производства, неравномерность поступления сельскохозяйственной продукции на рынок);

низкий уровень кооперации и интеграции в сельскохозяйственном производстве, что препятствует аккумулированию объемов продукции до значимых товарных партий, установлению паритетных договорных отношений, выходу на внутренний и внешний рынки;

диспаритет цен на продовольственную и промышленную продукцию;

дефицит квалифицированных кадров, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур;

отсутствие финансовых средств на "раскрутку" бренда и продвижение товара;

неразвитость инфраструктуры: отсутствие или недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки, плохие дорожные условия.

Основные задачи по развитию конкуренции:

увеличение доли местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональном рынке;

расширение практики прямых продаж населению сельхозтоваропроизводителями и предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности произведенных ими продуктов питания, в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах и районах;

стимулирование объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;

создание стимулов для развития товаропроводящих сетей, в том числе структурных логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих заводов сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции;

поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры;

проведение работы по привлечению инвестиций для модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли, а также для создания новых высокотехнологичных производств;

расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции.

Товарный рынок услуг по хранению и складированию зерна

Специфика организации рынков продовольственной пшеницы и зерна фуражного позволяет отнести их к рынкам с относительно развитой конкуренцией.

Производители зерновых культур хранят зерно в хранилищах собственных и других хозяйств, хлебоприемных пунктах (далее именуется - ХПП) и традиционно - на элеваторах. Элеваторы принимают зерно на хранение, производят его послеуборочную обработку: очистку, сушку, обеззараживание.

Конкуренцию элеваторам составляют ХПП и комбинаты хлебопродуктов (далее именуется - КХП), имеющие соответствующие зернохранилища. ХПП и КХП, также как и элеваторы осуществляют послеуборочную обработку, сушку, очистку и хранение зерна.

Хранилища хозяйств не могут рассматриваться как конкуренты элеваторам, ХПП и КХП, так как они не оказывают услуги по сушке и подработке зерна. Зерно, хранящееся в хранилищах хозяйств, используется, как правило, для собственных нужд или региональной реализации. Кроме того, большая часть хозяйств не имеет инфраструктуры, позволяющей производить отгрузку зерна железнодорожным транспортом, что является определяющим фактором при реализации зерна за пределы региона.

Основные потребители услуг по хранению и складированию зерна расположены на территории Челябинской области. От общего количества зерновых культур, хранившихся в 2009 году на предприятиях, оказывающих услуги по хранению и складированию зерна, 85 процентов - зерно хозяйствующих субъектов, расположенных в регионе.

Практически на всех элеваторах (ХПП, КХП) хранится зерно, поставленное хозяйствующими субъектами, расположенными в трех и более близлежащих районах Челябинской области.

Проведенный анализ хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по хранению и складированию зерна на местных районных товарных рынках, позволил установить возможность их доминирования на конкретно рассматриваемых товарных рынках с учетом географического административно-территориального деления. Так, из 21 района Челябинской области в 19 расположены предприятия, оказывающие услуги по хранению и складированию зерна, из которых 7 предприятий в основном и занимают доминирующее положение в районе своего размещения. Объясняется это, прежде всего, исторически сложившимися зонами сельхозпроизводства, структурой административно-территориального устройства региона.

Доминирующее положение в географических границах районов Челябинской области занимают: открытое акционерное общество "Элеваторзернопродукт", город Магнитогорск (Агаповский район хранит 89 процентов собранного зерна, Нагайбакский район - 44,5 процента, Кизильский район - 44,1 процента); открытое акционерное общество "Брединский элеватор" (Брединский район хранит 78 процентов собранного зерна), открытое акционерное общество "Троицкий элеватор" (Троицкий район хранит 88,9 процента собранного зерна, Увельский район - 56,2 процента, Пластовский район - 36,2 процента, Чесменский район - 52,6 процента).

Районные товарные рынки услуг по хранению и складированию зерна характеризуются высокой степенью концентрации.

Вместе с тем рынок услуг по хранению и складированию зерна открыт как для региональных, так и межрегиональных потребителей услуг.

Исследуя рынок услуг по хранению зерна, следует отметить, что в настоящее время предложение отстает по отношению к спросу на данный вид услуг.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

отсутствие первоначального капитала для приобретения специализированного оборудования по приемке, сушке, подработке, хранению и складированию зерна;

низкий уровень информированности о рынке зерна.

Основные задачи по развитию конкуренции:

модернизация материально-технической базы путем привлечения инвестиций;

повышение качества зерна;

обеспечение информационной прозрачности и прогнозируемости рынка зерна.

Товарный рынок оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями

В связи с ростом транспортных расходов основной объем продаж хлеба и хлебобулочных изделий производителями, в основном, совершается в рамках своего района.

Конечные потребители, для которых хлеб и хлебобулочные изделия являются повседневным продуктом питания, также в большинстве случаев отдают предпочтение хлебобулочным изделиям местных товаропроизводителей (данное обстоятельство оказывает влияние на усиление доминирующего положения отдельных оптовых поставщиков).

В 2009 году насчитывалось более 28 оптовых продавцов хлебобулочных изделий.

Анализ рыночной ситуации на рынке услуг по оптовой торговле (поставке) хлебом и хлебобулочными изделиями показывает, что открытое акционерное общество "Первый хлебокомбинат" в городе Челябинске занимает доминирующее положение (73,6 процента). По области в целом ситуация выглядит следующим образом: открытое акционерное общество "Первый хлебокомбинат" - 29,5 процента, открытое акционерное общество "Магнитогорский хлебокомбинат" - 12,7 процента, общество с ограниченной ответственностью "Хлебпром" - 8,8 процента, ОАО "Народный хлеб" - 7,4 процента.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

издержки выхода с рынка производства хлебобулочных изделий, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства).

Административных барьеров, мешающих ввозу хлеба и хлебобулочных изделий на территорию Челябинской области, нет. В приграничных районах региона присутствует продукция соседних областей.

Основные задачи по развитию конкуренции:

привлечение инвестиций для проведения мероприятий по техническому перевооружению предприятий хлебопекарной промышленности с целью повышения объёмов производства, улучшения качества, расширения ассортимента и поднятия конкурентоспособности выпускаемой продукции;

развитие кадрового потенциала;

пресечение монополистической деятельности в сферах производства, распределения продукции и недобросовестной конкуренции на рынке хлеба;

развитие системы стабилизации потребительских цен на социально значимые виды хлебной продукции.

Молочный рынок

Производством молока в Челябинской области занимаются 119 сельскохозяйственных предприятий в 23 районах области. На 8 сельскохозяйственных районов (Агаповский, Еткульский, Красноармейский, Октябрьский, Сосновский, Троицкий, Чебаркульский, Чесменский) приходится 60 процентов производства молока.

Закупки молока на местных районных товарных рынках осуществляются преимущественно с учетом географических границ административно-территориального деления.

Производственная деятельность по переработке молока осуществляется 25 хозяйствующими субъектами. На долю 3 предприятий: открытое акционерное общество "Чебаркульский молочный завод" (26,3 процента), открытое акционерное общество "Челябинский городской молочный комбинат" (20,8 процента), открытое акционерное общество "Магнитогорский молочный комбинат" (17,1 процента) приходится 64,2 процента всего молочного сырья. Доля остальных участников товарного рынка колеблется от 0,1 до 12 процентов. Вследствие недостатка сырья для производства собственной готовой молочной продукции молочные заводы вынуждены закупать его в других субъектах Российской Федерации: Республике Башкортостан, Свердловской и Оренбургской областях. Доля закупаемого сырья составляет около 5 процентов от общего объема перерабатываемого молока.

Все хозяйствующие субъекты на территории Челябинской области специализируются на производстве цельномолочной продукции. С целью консервации излишков сырья в сезон массового производства молока на трех предприятиях: открытом акционерном обществе "Чебаркульский молочный завод", открытом акционерном обществе "Магнитогорский молочный комбинат", открытом акционерном обществе "Южноуральский молочный завод" организована сушка обезжиренного молока. На трех сельскохозяйственных предприятиях осуществляется розлив молока в пакеты. Реализуется молоко из автоцистерн: в летнее время продажа осуществлялась в 97 точках, всего с администрациями муниципальных образований согласовано 148 таких торговых мест.

По информации Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, доля ввоза молока в общем объеме потребления составляет 20 процентов.

Основную конкуренцию составляет продукция предприятий, входящих в компании "Юнимилк" (открытое акционерное общество "Шадринский молочный комбинат" Курганской области), "Вимм-Билль-Данн" (открытое акционерное общество "Первоуральский молочный завод" Свердловской области, открытое акционерное общество "Уфамолаг-ропром" Республики Башкортостан), а также открытое акционерное общество "Ситни-ковский молочный завод" Тюменской области, Брестского молочного комбината Республики Беларусь, продукция с длительными сроками хранения из Ульяновской, Московской, Ленинградской областей.

Административных барьеров, мешающих ввозу продукции на территорию Челябинской области, нет.

Основные задачи по развитию конкуренции:

привлечение инвестиций для проведения мероприятий по техническому перевооружению предприятий молочной промышленности, с целью повышения объемов производства, улучшения качества, расширения ассортимента и поднятия конкурентоспособности выпускаемой продукции;

развитие кадрового потенциала;

пресечение монополистической деятельности в сферах производства, распределения продукции и недобросовестной конкуренции на молочном рынке;

развитие системы стабилизации потребительских цен на социально значимые виды молочной продукции.

Строительство

В строительной отрасли Челябинской области работает 3100 подрядных строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций, в том числе 253 крупных и средних организации.

Производством строительных материалов, изделий и конструкций занимается более 450 предприятий. Основные виды продукции - цемент, гипс, нерудные строительные материалы (песок, щебень, гравий), стеновые материалы (кирпич, шлакоблоки, блоки из ячеистого бетона, блоки стен подвалов и крупные стеновые блоки), сборные железобетонные изделия, конструкции крупнопанельного домостроения.

Более 190 проектных организаций выполняют проектно-изыскательские работы.

Рынок жилищного строительства

Рынок жилищного строительства

Челябинской области характеризуется высоким уровнем конкуренции. Доминирующее положение занимают челябинские организации: закрытое акционерное общество "Наука, техника и маркетинг в строительстве", общество с ограниченной ответственностью "Артель С", общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройком"", закрытое акционерное общество "Монолит", общество с ограниченной ответственностью "Жилстрой-9", общество с ограниченной ответственностью "Мечелстрой", общество с ограниченной ответственностью "Легион-С", закрытое акционерное общество "ДБМ", общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Челябинскгражданстрой".

В 2009 году введено 5513 жилых домов на 1430,1 тыс. кв. метров (70,7 процента к уровню 2008 года). Из них 5223 дома на 781,9 тыс. кв. метров построены индивидуальными застройщиками.

В сельской местности в 2009 году введено 3022 жилых дома на 379,1 тыс. кв. метров, что составляет 99,5 процента к уровню 2008 года.

Средняя себестоимость строительства одного квадратного метра жилых домов (без индивидуальных), введенных в Челябинской области в 2009 году, составила 26040 рублей.

Одновременно с этим рост строительства жилья сдерживают:

высокая стоимость подключения строящихся объектов к сетям инженерной инфраструктуры;

недостаточность подготовки земельных участков инженерной инфраструктурой.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

отсутствие крупных финансовых вложений, необходимых для начала бизнеса;

длительный и сложный процесс получения соответствующих разрешений в органах государственной и муниципальной власти;

незначительное количество земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой;

отсутствие механизмов привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство коммунальной инфраструктуры;

непрозрачные и обременительные для застройщика условия подключения к системам коммунальной инфраструктуры.

Основные задачи по развитию конкуренции:

расширение перечня и видов публикуемой информации о состоянии рынков строительной отрасли и обеспечение ее аналитического сопровождения;

сокращение времени на получение разрешения, согласования;

обеспечение размещения в сети Интернет решений и предписаний по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам анализа состояния конкуренции на рынке строительной отрасли;

увеличение количества земельных участков под жилищное строительство через вторичную застройку ветхого и аварийного жилищного фонда;

снижение стоимости подключения к объектам инфраструктуры;

привлечение сторонних, в том числе иностранных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство коммунальной инфраструктуры.

Рынок цемента

Рынок цемента в Челябинской области на сегодняшний день можно отнести к рынку с недостаточно развитой конкуренцией. На рынке осуществляют деятельность 3 предприятия. Доминирующее положение занимает Филиал открытого акционерного общества "Лафарж Цемент" (город Коркино) - его доля составляет 59 процентов, открытое акционерное общество "Магнитогорский цементно-огнеупорный завод" (21 процент) и открытое акционерное общество "Катавский цемент" (20 процентов).

Из 3 предприятий по "сухому" более прогрессивному способу производства цемента работает в области только одно - открытое акционерное общество "Катавский цемент" (открытое акционерное общество "Евроцемент груп").

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

энергоемкость производства цемента;

необходимость заново проходить процедуру сертификации при технологическом перевооружении предприятия и установки типового оборудования;

недостаточная инвестиционная привлекательность строительства новых заводов и технического перевооружения предприятий;

низкий уровень информационной открытости рынка цемента.

Основные задачи по развитию конкуренции:

стимулирование строительства новых заводов и техническое перевооружение предприятий путем снижения административных барьеров при проектировании и строительстве цементных заводов;

снижение рисков приобретения прав на разработку месторождений сырья для стройин-дустрии путем разработки механизма изъятия земельных участков, необходимых для разработки месторождений, после проведения торгов с предоставлением равнозначного возмещения собственникам указанных участков;

создание условий для повышения информационной открытости рынка путем организации доступа к информации о потребностях в цементе для государственных нужд, в том числе в рамках государственных программ и инвестиционных программ субъектов естественных монополий.

Информационно-коммуникационные технологии и связь

На территории Челябинской области действуют 270 операторов, предоставляющих информационно-коммуникационные услуги. Зарегистрировано 547 действующих лицензий. При этом, как правило, операторы являются владельцами нескольких лицензий. На данном рынке можно выделить следующие сегменты:

1. Рынок дальней связи.

Рынок дальней связи демонополизирован. Услуги междугородной и международной телефонной связи оказывают 8 операторов: общество с ограниченной ответственностью "Современные цифровые сети Совинтел", общество с ограниченной ответственностью "Эквант", закрытое акционерное общество "Компания "ТрансТелеКом", закрытое акционерное общество "Синтерра", открытое акционерное общество "Арктел", открытое акционерное общество "Комстар-Объединенные ТелеСистемы", открытое акционерное общество "Межрегиональный ТранзитТелеком", открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком". Наибольшую емкость точек присоединения имеют открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (40,6 процента) и открытое акционерное общество "Межрегиональный ТранзитТелеком" (35,5 процента).

Выбор оператора дальней связи возможен и производится в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области связи.

2. Рынок местной связи.

Услуги местной телефонной связи оказывают 83 оператора. Операторы, имеющие наибольшее количество телефонных номеров - открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ", общество с ограниченной ответственностью "Синтерра-Урал" (5 процентов от общего количества номеров), федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк"" (3,2 процента), общество с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская Телефонная Компания" (2,1 процента).

Доминирующее положение на рынке услуг местной и зоновой телефонной связи Челябинской области занимает открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ" (75 процентов от общего количества телефонных номеров).

3. Рынок внутризоновой связи.

Услуги внутризоновой телефонной связи оказывают 6 операторов: открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ", общество с ограниченной ответственностью "Урал-Нэт", общество с ограниченной ответственностью "Синтерра-Урал", закрытое акционерное общество "ЮжуралТранстелеком", общество с ограниченной ответственностью "Европейско-Азиатские магистрали" и общество с ограниченной ответственностью "Эквант". Доминирующее положение на рынке внутризоновой связи занимает открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ" (71,9 процента), общество с ограниченной ответственностью "Синтерра-Урал" (10,3 процента).

Выбор оператора внутризоновой связи возможен и производится в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области связи.

Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) имеют открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ" и закрытое акционерное общество "Компания "ТрансТелеКом".

В области 42 оператора предоставляют каналы связи. Наибольшее количество каналов предоставляют: открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (80 процентов от общего числа абонентов), закрытое акционерное общество "Компания "Эр-Телеком"" (6,5 процента), закрытое акционерное общество "ЕвроТел" (4,9 процента).

Остальные операторы производят аренду волокон или каналов.

4. Рынок подвижной радиотелефонной связи.

Рынок подвижной радиотелефонной связи Челябинской области представлен следующими 6 операторами: обществом с ограниченной ответственностью "Челябинская сотовая связь" (34,1 процента от общего числа абонентов), открытым акционерным обществом "Вымпел-Коммуникации" (25,7 процента), открытым акционерным обществом "Уралсвязьинформ" (18,6 процента), открытым акционерным обществом "Мобильные ТелеСистемы" (16 процентов), открытым акционерным обществом "Мегафон" (5,1 процента), открытым акционерным обществом "Aпекс" (0,5 процента).

5. Почтовая связь.

Услуги почтовой связи оказывают 8 операторов: закрытое акционерное общество "Армадилло Бизнес Посылка", общество с ограниченной ответственностью "Димэкс", открытое акционерное общество "Фрейт Линк", общество с ограниченной ответственностью "ЕМС Гарантпост", общество с ограниченной ответственностью "СПСР-Экспресс", общество с ограниченной ответственностью "Постэкспресс", закрытое акционерное общество "Сити Экспресс", управление федеральной почтовой связи Челябинской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России". Все операторы оказывают коммерческую и экспресс-доставку. Сведения о занимаемой ими доле на рынке экспресс-доставки отсутствует. Универсальные услуги оказывает управление федеральной почтовой связи Челябинской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (727 отделений почтовой связи или 98,6 процента от общего количества).

6. Доступ в Интернет.

В 2009 году пользователями Интернета являлись 30-35 процентов населения Челябинской области, что является средним показателем по России. Представленная доля домохозяйств, имеющих доступ в Интернет, в Челябинской области составляет 40,5 процента, тогда как значение, рекомендуемое планом реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года - 25 процентов. В крупных городах Челябинской области этот показатель значительно выше. В городе Челябинске объем рынка интернет-доступа за прошедший год удвоился и уже около 60 процентов домохозяйств подключены к Интернету. В Челябинской области работают 46 поставщиков услуг Интернета. Наиболее значимыми поставщиками услуг Интернет в Челябинской области являются: "Utel", "ЭР-Телеком", "Интерсвязь", "Факториал-Интернет", которые занимают большую часть рынка интернет-доступа (более 80 процентов).

Вместе с тем предоставление интернет-услуг на территории Челябинской области не сконцентрировано только в крупных городах, а доходит до самых удаленных потребителей. Во всех муниципальных образованиях есть возможность получения как коммутируемого, так и широкополосного доступа в Интернет. Следует отметить, что в муниципальных образованиях с большой численностью населения рынок поставщиков услуг Интернет достаточно конкурентен (за исключением услуги ADSL-доступа), а в муниципальных образованиях с небольшой численностью населения на рынке однотипных услуг Интернет действует, как правило, один поставщик услуг Интернет - "Utel" (за исключением услуги GPRS доступа). Кроме того, в Челябинской области имеется возможность использования современных технологий доступа к сети Интернет, таких как: ADSL, 3G, WiMax, спутниковый Интернет.

В 2008 году выручка интернет-провайдеров составила от 700 до 900 млн. рублей. При этом около 500 млн. рублей приходится на физических лиц и не менее 350 млн. рублей - на юридических.

Существенную долю в ценообразовании на услуги Интернет вносят владельцы федеральных магистральных сетей. За последнее время ряд федеральных компаний таких, как "Синтерра", "Билайн", построили собственные магистральные сети, что позволило существенно снизить себестоимость трафика. Следствием стало массовое распространение Интернет.

7. Кабельное вещание.

Услуги кабельного вещания оказывают 46 операторов. Операторы, имеющие кабельные сети с техническими параметрами, которые позволяют подключить одновременно более 20000 абонентов - закрытое акционерное общество "Компания "ЭР-Телеком", закрытое акционерное общество "Уралуником", закрытое акционерное общество "Мультирегион"; более 10000 абонентов - открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ", общество с ограниченной ответственностью "Вега-Ин-тернет", общество с ограниченной ответственностью "Сети кабельного телевидения", общество с ограниченной ответственностью "Скат", общество с ограниченной ответственностью "Коркино - сети кабельного телевидения", муниципальное унитарное предприятие "Озерская телерадиокомпания "Иртяш"", муниципальное унитарное предприятие "Телерадиокомпания "ТВС"". За исключением открытого акционерного общества "Уралсвязьинформ" все операторы оказывают услуги в границах 1-3 населенных пунктов.

8. Телевизионное вещание.

На территории Челябинской области действуют 26 операторов, оказывающих услуги связи для целей телевизионного вещания. Для вещания используется 257 радиочастотных каналов. Наибольший охват населения Челябинской области вещанием осуществляет федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (98 процентов).

9. Эфирное звуковое вещание.

Услуги связи для целей эфирного звукового вещания оказывают 37 операторов. При этом используются 83 радиочастоты. Наибольший охват населения Челябинской области вещанием осуществляет федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (83,3 процента).

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

длительные сроки проектирования, согласования и проведения экспертизы проектов (более 3 месяцев);

отсутствие единых правил взаимодействия, оценки качества услуг и тарификации услуг сетей с разным типом коммутации;

наличие двух и более лицензий для оказания услуг связи на мультисервисных сетях;

высокая стоимость услуг и сложность процедуры присоединения к сети оператора связи, занимающего доминирующее положение в сети общего пользования;

высокая стоимость строительства и эксплуатации собственной сети передачи данных;

длительная процедура выделения радиочастот.

Рекомендовать хозяйствующим субъектам проводить:

цифровизацию сети связи на транспортном уровне (строительство волоконно-оптических линий передач), модернизацию коммутационных систем;

цифровизацию местных телефонных сетей путем замены аналогового оборудования на цифровое;

развитие мультисервисных сетей;

конвергенцию сетей связи с коммутацией каналов и сетей с пакетной коммутацией.

В связи с тем, что рынок Информационно-коммуникационных технологий и связи является перспективным и высокодоходным, операторы за счет собственных средств развивают бизнес. Несовершенство законодательной базы, регулирующей взаимоотношения операторов, может быть отрегулировано только на федеральном уровне. Реальных рычагов на развитие конкуренции на данном рынке исполнительная власть региона не имеет.

Розничная реализация нефтепродуктов

Данный рынок является стратегическим в связи с наличием большого числа промышленных и сельскохозяйственных предприятий на территории Челябинской области.

На территории области отсутствуют заводы-изготовители нефтепродуктов. Бензины автомобильные и дизельное топливо поступают из других регионов Российской Федерации.

Основные поставщики:

1. Республика Башкортостан (нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" - Уфимский нефтеперерабатывающий завод).

2. Пермская область (общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез").

3. Омская область (открытое акционерное общество "Сибнефть" - "Омский нефтеперерабатывающий завод").

Поставка бензина автомобильного и дизельного топлива из Республики Башкортостан осуществляется двумя способами: с использованием железной дороги и по трубопроводу. Большая часть нефтепродуктов из Республики Башкортостан поступает по трубопроводу, которые транспортируются открытым акционерным обществом "Уралтранс-нефтепродукт", что приводит почти к трехкратному снижению затрат на транспортировку моторного топлива. Нефтепродукты из Пермской и Омской областей поставляются на территорию Челябинской области с использованием железной дороги. В настоящее время основным потребителем услуг, предоставляемых открытым акционерным обществом "Уралтранснефтепродукт", является общество с ограниченной ответственностью "ЛУ-КОЙЛ-Уралнефтепродукт".

По области действует порядка 470 автозаправочных станций (далее именуется - АЗС), в том числе в городе Челябинске - порядка 120 АЗС.

Состав автопарка всех организаций Челябинской области составляет более 888 тыс. транспортных единиц. Из общего количества подвижного состава легковые автомобили составляют 87,5 процента, грузовые - 5,4 процента, специальные автомобили - 5,3 процента, автобусы - 1,7 процента, пикапы и легковые фургоны - 0,1 процента.

Лидирующую позицию на рынке розничной реализации нефтепродуктов Челябинской области занимает общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралне-фтепродукт", входящий в состав вертикально-интегрированной нефтяной компании открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ".

Ценовым лидером на рынке оптовой и розничной реализации нефтепродуктов Челябинской области является общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт". Это объясняется тем, что у компании в собственности находится 8 нефтебаз и большое количество АЗС, расположенных как на территории крупнейших городов области, так и вдоль основных транспортных магистралей. Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" использует накопительную систему скидок для постоянных и крупных потребителей, которые действуют на всех АЗС данной компании.

Несмотря на наличие крупных экономических и административных барьеров входа на рынок розничной реализации нефтепродуктов, на рынке ежегодно появляются новые участники (общество с ограниченной ответственностью "Оптан-Челябинск", общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Челябинск", открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"", общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "Vintek"). Появление новых участников создает положительную динамику развития конкуренции на рынке.

В Челябинской области на протяжении последних лет бензины автомобильные и дизельное топливо для предприятий сельскохозяйственного комплекса закупаются централизованно на оптовом рынке. Промышленные предприятия имеют собственные емкости для хранения автомобильного и дизельного топлива в пределах своей территории и в части основной производственной деятельности не являются покупателями на розничном рынке.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

ограниченность земельных участков на территориях муниципальных образований для использования под строительство новых АЗС;

длительная процедура выделения земельного участка под строительство АЗС;

большие объемы капитальных затрат при строительстве АЗС;

согласованные действия крупнейших участников рынка розничной торговли нефтепродуктами, приводящие к установлению (поддержанию) завышенных розничных цен на моторное топливо;

потребители автомобильного топлива привержены к брэндированным нефтепродуктам ("ЛУКОЙЛ", "Сибнефть").

Основные задачи по развитию конкуренции:

обеспечение равного доступа всех хозяйствующих субъектов (действующих и потенциальных участников рынка) к земельным участкам, выделяемым под строительство АЗС;

формирование земельных участков под строительство новых АЗС с целью последующей передачи данных земельных участков хозяйствующим субъектам путем проведения торгов;

совершенствование законодательства, регулирующего отношения в сфере розничной продажи нефтепродуктов;

стимулирование появления новых игроков на рынке розничной торговли нефтепродуктами с целью снижения доли, занимаемой лидирующими компаниями региона.

Система размещения государственного заказа

Система размещения заказа для государственных нужд направлена на повышение эффективности проводимых закупок, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Ежегодно расширяется круг участников торгов и ужесточается конкурентная борьба за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) государственным заказчикам.

В 2009 году среднее количество участников на торгах составило:

открытый конкурс - 4,44 участника (в 2008 году - 1,2);

открытый аукцион - 4,49 участника (в 2008 году - 1);

электронный аукцион - 3,98 участника (в 2008 году - 2).

В 2009 году продолжился рост количества торгов в форме аукциона и уменьшение торгов в форме конкурса:

аукционы - 82 процента (в 2008 году - 81 процент);

конкурсы - 18 процентов (в 2008 году - 19 процентов).

Информационные технологии, автоматизация процессов всего цикла закупок занимают особое место в области закупок и приобретают в последнее время все большее значение. Запущена в эксплуатацию новая версия официального сайта "Государственный заказ Челябинской области", которая полностью удовлетворяет требованиям действующего законодательства. Сайт интегрирован с системой ведения реестра контрактов, и информация обновляется в режиме реального времени.

Приоритетным направлением развития системы размещения заказов для государственных нужд Челябинской области является переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве превалирующей формы торгов. Это позволит снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах.

Электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам, исключить рутинность "бумажных" процедур, субъективизм при определении победителей, а также способствует предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, повышению эффективности закупок в целом.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

включение в конкурсную документацию и документацию об аукционах необоснованных требований к участникам размещения заказа со стороны государственных заказчиков, ведущих к ограничению конкуренции;

наличие факторов сговора участников размещения заказа при проведении открытого аукциона.

Основные задачи по развитию конкуренции:

переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве основной формы торгов;

пресечение сговора участников при размещении заказов;

использование информационных технологий для автоматизации процессов всего цикла размещения заказов.

Малое и среднее предпринимательство

В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года развитие предпринимательства определено "точкой роста" экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач, создании новых рабочих мест.

Гибкость, многочисленность, способность к оперативному изменению под складывающуюся конъюнктуру рынка позволяют малому и среднему бизнесу выполнять ключевую роль в реализации конкурентной политики, стимулировать крупный бизнес на эффективное развитие.

Сегодня на малых предприятиях, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальным предпринимательством и по найму у отдельных граждан занято более 600 тыс. человек. Доля занятых в малом бизнесе увеличилась с 21,5 процента в 2000 году до 35,8 процента в 2009 году.

В настоящее время на территории Челябинской области действует более 27,5 тыс. малых предприятий, более 101 тыс. индивидуальных предпринимателей и порядка 5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.

С каждым годом растет вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт: в 2009 году - 25,9 процента, в 2000 году - 11 процентов.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

несовершенство правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих различные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (земельные, имущественные, финансовые и другие);

отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;

высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий (при мощности более 15 кВт);

дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров.

Основные задачи по развитию конкуренции:

развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах;

снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

III. Анализ конкуренции в сферах развития человеческого капитала

Здравоохранение, фармацевтическая и медицинская продукция

Сеть лечебно-профилактических учреждений Челябинской области включает 92 государственных и 160 муниципальных учреждений здравоохранения. Частная система здравоохранения представлена 796 медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями.

Основные объемы медицинской помощи приходятся на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.

Основными субъектами конкуренции в системе здравоохранения Челябинской области являются медицинские организации различной формы собственности, частнопрактикующие врачи, страховые медицинские организации, реализующие программы обязательного и добровольного медицинского страхования (далее именуется - ОМС и ДМС), а также население области, делающее выбор в пользу тех или иных медицинских организаций, страховых медицинских организаций или медицинских технологий.

На рынке ОМС в Челябинской области действует одна региональная страховая организация общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Астра-металл" и 5 филиалов:

1. Екатеринбургский филиал открытого акционерного общества Страховая медицинская компания "СОГАЗ-Мед".

2. Челябинский филиал общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Ингострах-М".

3. Челябинский филиал общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Ресо-Мед".

4. Челябинский филиал общества с ограниченной ответственностью "АСК-МЕД".

5. Челябинский филиал общества с ограниченной ответственностью "Мединком".

За 2009 год страховые выплаты по ОМС составили более 9,8 млрд. рублей, сумма страховых премий - более 10,2 млрд. рублей.

Доминирующее положение среди страховых организаций занимает общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Астра-металл" (88,4 процента, 17385 страхователей), среди филиалов - общество с ограниченной ответственностью Страховая компания "Ингосстрах-М" (7,1 процента, 1546 страхователей). Основной компанией по предоставлению услуг по ДМС в 2009 году являлось открытое акционерное общество страховая медицинская компания "Астра-металл", сумма страховых выплат по ДМС составила более 53,5 млн. рублей, сумма страховых премий - более 64,3 млн. рублей.

Розничная сеть фармацевтического рынка области представлена 1002 аптечными организациями, из них частной формы собственности 658 (66 процентов), государственной 286 (28 процентов) и муниципальной 58 (6 процентов).

12 организаций оптовой торговли имеют аптечные склады. Поставки лекарственных средств в аптечные организации области дополнительно осуществляют 27 оптовых структур из других субъектов Российской Федерации.

На рынке продажи лекарственных средств населению Челябинской области работают как крупные аптечные сети, так и индивидуальные предприниматели:

5 юридических лиц - аптечных сетей с количеством аптек и аптечных пунктов в своем составе более 40 - составляют 45 процентов от общего числа аптечных организаций Челябинской области;

21 юридическое лицо и 3 индивидуальных предпринимателя с числом аптек и аптечных пунктов от 7 до 20 - составляют 25 процентов от общего числа аптечных организаций Челябинской области;

81 юридическое лицо и 37 предпринимателей с числом аптек и аптечных пунктов от 1 до 7 - составляют 30 процентов от общего числа аптечных организаций Челябинской области.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

дублирование функций существующих контрольно-надзорных органов;

ограниченные возможности потребительского выбора, то есть выбора страховой компании, набора доступных медицинских услуг, стоимости услуг медицинского учреждения;

необходимость вложения значительных финансовых ресурсов для приобретения дорогостоящего медицинского оборудования и аренды помещений;

ограничение со стороны Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в отношении работы лечебно-профилактических учреждений Челябинской области, имеющих лицензии по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, в части выделения квот на область за счет средств федерального бюджета;

низкая платежеспособность населения и психологическая неготовность к оплате медицинской помощи;

отсутствие основания для конкуренции по цене медицинских услуг (между больницами и страховщиками при привлечении страхующихся), "пакету" обеспечиваемых страховым полисом медицинских услуг (конкуренция между страховщиками за клиента), качеству страховых услуг, качеству медицинских услуг;

разделение различных по уровню сложности медицинских случаев на разных уровнях медицинских учреждений (простые - по месту жительства, сложные - в региональных центрах медицинской помощи) является, по сути, разделением рынка между медицинскими учреждениями. Вызванная этим неоднородность учреждений по оборудованию, квалификации и профессионализму также сужает сферу потенциальной конкуренции.

Основные задачи по развитию конкуренции:

развитие информационных и телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения в части информирования населения в отношении цены и качества предлагаемых услуг, необходимого объема лечения;

разработка механизма широкого участия частных медицинских организаций в оказании медпомощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;

привлечение к выполнению программы государственных гарантий медицинских учреждений различных форм собственности на принципах государственно-частного партнерства;

обеспечение возможности свободного выбора гражданами страховой медицинской организации и лечебного учреждения;

внедрение одноканального финансирования медицинских услуг из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Образование

Образовательный комплекс Челябинской области включает в себя образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности.

В сфере дошкольного образования области функционируют 1552 дошкольных образовательных учреждения, которые посещают 182,3 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет. В 20 негосударственных образовательных учреждениях области предоставляются услуги дошкольного образования 2163 детям.

В системе общего образования Челябинской области функционируют - 874 общеобразовательных школы (юридических лиц), в том числе 442 - сельских и 432 - городских, из них: 45 - начальных, 49 школ-детских садов, 135 - основных, 645 - средних. В общеобразовательных учреждениях области обучаются 307,7 тыс. учащихся, в том числе в коррекционных классах 11255 человек.

На рынке образовательных услуг профессионального образования работают 79 образовательных учреждений начального профессионального образования (профессиональных училищ и лицеев); 76 образовательных учреждений среднего профессионального образования (техникумов и колледжей), из них: 39 областных, 29 федеральных, 8 негосударственных, 16 структурных подразделений вузов; 32 государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования (институтов, академий и университетов) и 20 негосударственных вузов.

В последние годы наблюдается рост очередности в дошкольные образовательные учреждения, составляя 44,8 тыс. человек. Охват детей дошкольными образовательными услугами - 78,6 процента.

Решению данной проблемы в значительной степени может способствовать конкуренция в этой сфере между организациями различных организационно-правовых форм, услуги которых могут приобретаться на конкурсной основе. Для развития конкуренции в сфере дошкольного образования и обеспечения доступного качественного образования необходимо поддерживать создание вариативных форм дошкольного образования, в том числе автономных образовательных учреждений, семейных детских садов.

Рыночные механизмы в сфере школьного образования не могут быть представлены в полном объеме, так как это социально значимая сфера, бесплатное предоставление услуг в которой гарантируется государством. Имеющая место конкуренция между образовательными учреждениями выражается главным образом в создании инновационных и специализированных образовательных учреждений, которые конкурируют за учеников, вне зависимости от места их проживания.

В настоящее время в Челябинской области функционируют 37 гимназий и лицеев, 15 общебразовательных учреждений с углубленным изучением предметов, 26 общеобразовательных учреждений, имеющих классы с углубленным изучением предметов. В этих учреждениях обучаются более 36,5 тыс. школьников, что составляет 12 процентов учащихся от их общего количества. Открыто 193 профильных класса в 86 общеобразовательных учреждениях.

Охват детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами составляет 82,3 процента. В общеобразовательных учреждениях для 3852 детей данной категории созданы условия интегрированного обучения по соответствующим программам в общеобразовательных классах. Организовано обучение 8 733 инвалидов в возрасте от 3 лет до 21 года.

В сфере образования доминирует один из основных видов конкуренции, а именно соперничество по качеству образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями при отсутствии ценовых стимулов за образовательные услуги.

В области на рынке образовательных услуг функционирует 17 общеобразовательных учреждений частной формы собственности, однако рыночная доля их незначительна, что в определенной мере объясняется достаточно высоким качеством образования в государственном и муниципальном секторах и, соответственно, снижением спроса населения на услуги частных образовательных учреждений.

Наряду с этим на рынке образовательных услуг присутствуют другие факторы, сдерживающие развитие конкуренции.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

длительность оформления лицензии на оказание образовательных услуг;

несовершенство нормативно-правового регулирования механизмов закупки дошкольных и дополнительных образовательных услуг у немуниципальных и негосударственных учреждений;

отсутствие стимулов и возможности у значительной части образовательных учреждений (школы, детские сады) конкурировать по цене;

наличие у образовательных учреждений организационно-правового статуса, который не позволяет им функционировать как полноценному участнику рынка и предлагать услуги в оптимальном соотношении цены и качества.

Основные задачи по развитию конкуренции:

создание условий для вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных дошкольных учреждений и семейных детских садов;

совершенствование нормативно-правовой базы регулирования механизмов закупки дошкольных образовательных услуг у немуниципальных учреждений;

разработка механизма перевода образовательных учреждений в автономные, то есть изменение организационно правового статуса;

обеспечение благоприятных условий для создания частных образовательных учреждений;

сокращение административных барьеров деятельности в сфере оказания образовательных услуг, особенно на первом этапе их деятельности;

обеспечение возможности для родителей свободного выбора общеобразовательного учреждения вне зависимости от места проживания.

Жилищно-коммунальный комплекс

В Челябинской области число предприятий, предоставляющих услуги в жилищно-коммунальном комплексе составляет 1204, из них муниципальных и государственных - 238, частных - 966 (80 процентов от общего количества предприятий, в том числе 316 малых предприятий).

Рынок жилищных услуг характеризуется относительно развитым уровнем.

Доля частных организаций, осуществляющих на территории муниципальных образований управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах составляет 72,2 процента.

Доля многоквартирных домов, в которых созданы товарищества собственников жилья (далее именуется - ТСЖ) составляет 11,3 процента.

Доля домов, самостоятельно определившихся по способу управления, составила 88 процентов или 23 722 дома, в том числе:

непосредственное управление - 2,3 процента;

управление ТСЖ или жилищно-строительный кооператив (далее именуется - ЖСК) - 11,9 процента;

управление управляющей организацией - 73,8 процента.

На рынке управления многоквартирными домами действует 253 предприятия, из них 43 муниципальной формы собственности (17 процентов), 210 предприятий частной формы собственности (83 процента).

В области действует 636 ТСЖ в 40 муниципальных образованиях, из них 484 - в 15 городских округах, 152 - в 25 муниципальных районах.

В целом по области в управлении у частных компаний находится более 80 процентов многоквартирных домов. В 20 муниципальных образованиях весь жилищный фонд (без учета домов, входящих в ТСЖ и ЖСК) находится в управлении частных управляющих компаний.

Рынок коммунальных услуг характеризуется наличием конкурентных и монопольных сегментов.

Доля частных организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению и водоотведе-нию, очистке сточных вод и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, составляет 60,7 процента.

Особенностями рынка коммунальных услуг является:

использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и другое);

неразрывность или строгая последовательность процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;

невозможность для потребителя отказаться от получения данных видов услуг на сколько-нибудь длительный срок;

невозможность компенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой;

тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

незначительное количество общедомовых (коллективных) и квартирных (индивидуальных) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и технической документации на многоквартирные дома;

пассивная позиция со стороны собственников жилых помещений при принятии решений о выборе способа управления многоквартирным домом;

сложный механизм передачи многоквартирных домов из одной управляющей компании в другую, а также при смене формы управления многоквартирным домом собственниками;

высокий уровень дебиторской задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные ресурсы;

низкий уровень информированности жителей о проводимых реформах жилищно-коммунального хозяйства и перечня организаций, возможных к выбору для управления многоквартирным домом;

высокий уровень физического износа основных фондов, устаревшие технологии;

отсутствие практики оказания коммунальных услуг на основе государственно-частного партнерства.

Основные задачи по развитию конкуренции:

создание условий для привлечения к управлению муниципальной инженерной инфраструктурой частных предприятий, в том числе на основе концессионных соглашений;

развитие государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном комплексе;

оказание организационной, правовой и финансовой поддержки объединениям собственников жилья;

совершенствование договорных отношений в сфере управления жилищным фондом и приведение их в соответствие с действующим законодательством;

организация деятельности в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг энергосервисных компаний;

разработка механизма выбора и смены управляющих компаний при неэффективном управлении;

доведение до собственников жилья информации об управляющих компаниях, оказывающих неудовлетворительные услуги;

обеспечение полного перехода на договорные отношения в сфере управления жильем и коммунальной инфраструктурой;

разработка и внедрение методических рекомендаций и стандартов для органов местного самоуправления и объединений собственников жилья по проведению конкурсного отбора управляющих компаний по управлению жилищным фондом;

совершенствование системы тарифного регулирования путем внедрения долгосрочных методов регулирования, в частности метода доходности инвестированного капитала.

Пассажирские городские и междугородние перевозки

Транспортная система Челябинской области включает в себя автомобильный, железнодорожный и воздушный виды транспорта.

Протяженность автомобильных дорог в Челябинской области составляет 9315 километров, железнодорожных путей общего пользования - 1796 километров.

В 2008 году перевезено 508,2 млн. человек, из них на автобусном транспорте -298,3 млн. человек (58,7 процента), на троллейбусном - 66,3 млн. человек (13 процентов), на железнодорожном - 14,7 млн. человек (2,9 процента), на трамвайном - 128,9 млн. человек (25,4 процента).

Число маршрутов автобусного транспорта - 469, из них внутригородских - 213, пригородных - 171, междугородных - 82.

В Челябинской области до февраля 2009 года действовал порядок организации обслуживания населения пассажирским автобусным транспортом общего пользования, которым были определены условия допуска перевозчиков к обслуживанию межмуниципальных маршрутов. Открытие маршрутов перевозчиками носило заявительный характер.

Межмуниципальные маршруты обслуживают 110 перевозчиков различных форм собственности. На рынок пассажирских перевозок имели доступ в том числе и недобросовестные перевозчики, не соблюдающие требования безопасности и качества предоставляемых услуг. Данные обстоятельства не способствовали развитию рынка перевозок, транспортные предприятия вели борьбу за доминирующее положение на данном рынке, не уделяли должного внимания качеству предоставляемых услуг.

В связи с разграничением полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований организация транспортного обслуживания на внутримуниципальных маршрутах относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

С принятием Закона Челябинской области от 29.10.2009 г. N 488-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области", вступившего в силу 14 января 2010 года, перевозки пассажиров и багажа будут осуществляться на основе конкурсного отбора. Планируется со второго полугодия 2010 года осуществлять конкурсный отбор перевозчиков на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту.

На рынке транспортных услуг Челябинской области отсутствуют какие-либо инфраструктурные и административные ограничения. В настоящее время на рынок транспортных услуг допускаются только те перевозчики, которые имеют лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Южно-Уральская железная дорога (филиал открытого акционерного общества "РЖД") входит в число лучших железных дорог России. На долю южноуральских железнодорожников приходится почти 3 процента от общего объема пассажирских перевозок транспортом общего пользования. Данное предприятие - монополист в области железнодорожных перевозок на территории Челябинской области.

В Челябинской области находятся два аэропорта, имеющие статус международных, в городе Челябинске и городе Магнитогорске. Ежегодно из них отправляется более 400 тыс. пассажиров. Челябинский аэропорт может принимать все типы лайнеров.

Высокие темпы экономического роста, наблюдавшиеся в последнее время, привели к увеличению нагрузки на транспортную инфраструктуру.

Характеристики транспортной инфраструктуры (состояние и плотность сети, регулярность, скорость и стоимость перевозок) имеют ключевое значение для развития конкурентной среды региона. Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, способствуют повышению цен.

Низкая пропускная способность и плотность сети автомобильных дорог, слабый уровень развития инфраструктуры, износ подвижного состава требуют принятия радикальных мер по решению этих и иных проблем развития в сфере транспорта.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

несовершенство транспортного законодательства на федеральном и региональном уровнях;

отсутствие механизма конкурсного отбора перевозчиков.

Основные задачи по развитию конкуренции:

совершенствование правовых основ транспортной деятельности;

организация перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам в Челябинской области на основе конкурсного отбора перевозчиков;

установление прозрачной и объективной процедуры конкурсного отбора перевозчиков.

Розничная торговля

Инфраструктура розничной торговли представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. Функционируют около 17 тысяч объектов торговли площадью 2070,9 тыс. кв. метров.

В 2009 году было построено, реконструировано и введено в эксплуатацию 508 торговых объектов.

В соответствии с современной тенденцией развития розничной торговли в Челябинской области происходит увеличение доли сетевых торговых предприятий розничной торговли. Действует 45 розничных торговых сетей, в том числе по специализации - 17 продовольственных и 28 непродовольственных, 18 торговых сетей имеют статус федерального значения и 27 регионального значения. Федеральные сети: "Пятерочка" (46 магазинов), "Дикси" (43 магазина), "Магнит" (30 магазинов), "Монетка" (9 магазинов), "Полушка" (10 магазинов), региональные: "Молния" (15 магазинов), "Проспект" (6 магазинов), "Союз" (7 магазинов), "Мир еды" (3 магазина). Товарная насыщенность в крупных гипермаркетах и супермаркетах достигает порядка 35000 наименований товаров. Конкурентные преимущества крупных розничных сетей: централизованная закупочная политика, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов.

Действует 86 розничных рынков на 16773 торговых места в 29 городских округах и муниципальных районах, в том числе универсальные - 66, специализированные - 20. Доля рынков в общем обороте розничной торговли составила 6,6 процента (в 2008 году - 7,5 процента).

В области организована торговля продовольственными товарами и сельскохозяйственной продукцией на ярмарках выходного дня.

В 2009 году проведено 709 ярмарок, в которых приняли участие 667 личных подсобных хозяйств, 389 фермерских хозяйств, 162 сельскохозяйственные организации. Объем реализованной продукции составил около 1041,0 млн. рублей. Муниципальными образованиями выделено 400 торговых площадок под реализацию сельскохозяйственной продукции местным товаропроизводителям.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

затяжные процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли;

неравномерное и несбалансированное развитие инфраструктуры торговли в муниципальных образованиях;

наличие административных барьеров для входа на рынок и ведения хозяйственной деятельности (высокие ставки арендной платы, длительный срок оформления правоустанавливающих документов на недвижимость, затяжной механизм оформления земельных участков под строительство новых объектов торговли, получения соответствующей технической документации, технических условий и согласований на обеспечение инвестиционных проектов);

проблема сбыта сельскохозяйственной продукции вследствие разрушения ранее налаженных кооперативных связей между участниками рынка;

отсутствие развитой логистической и информационной инфраструктуры.

Основные задачи по развитию конкуренции:

формирование, совершенствование и развитие инфраструктуры розничной торговли, развитие сети социальных магазинов и магазинов шаговой доступности формата "магазин у дома";

увеличение объема продаж через удаленные каналы продаж по системе "Интернет";

создание условий для реализации населению области продукции местных сельхозпроизводителей и предприятий перерабатывающей продукции путем организации ярмарок;

создание сети заготовительных пунктов по заготовке (приему продукции от населения, ведущего личное подсобное хозяйство) сельскохозяйственной продукции;

развитие современной рыночной инфраструктуры.

Туризм и отдых

Богатые природные, исторические, культурные, оздоровительные ресурсы Челябинской области определяют туриндустрию как приоритетный рынок региона.

В Челябинской области находятся:

национальные парки "Зюраткуль", "Таганай" и "Ильменский заповедник", филиалом которого является историко-культурный заповедник "Аркаим";

174 особо охраняемых территории, 450 памятников археологии, истории и культуры;

117 культурно-развлекательных центров, 6712 спортивных сооружений с годовой пропускной способностью свыше 195 тыс. человек;

17 горнолыжных комплексов, из которых "Солнечная долина", "Аджигардак", "Завьялиха" являются ведущими;

98 гостиниц с единовременной вместимостью более 10 тыс.мест, 54 санаторно-курортных организации на 13,2 тыс.мест, 83 организации отдыха на 17,85 тыс.мест. Вместе с тем, в пик сезона спрос на места размещения превышает предложение.

В Челябинской области работает более 300 туристских компаний, из них 30 или 10 процентов занимаются внутренним и въездным туризмом.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

высокий базовый коэффициент на аренду федеральных земель и лесного фонда на туристско-рекреационные цели. Аренда заключается на год, запрещена субаренда на период работы лагерей;

монополизация администрациями национальных парков федерального значения туристских услуг:

завышение цен за аренду земли и туристических маршрутов, исходя из соответствующих расчетов Земельного кодекса (стоимость аренды федерального лесного фонда на туристско-рекреационные цели, например, за 1 гектар нестационарного палаточного лагеря составляет 96 000 рублей);

взимание платы за вход и пребывание на территории парков (в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" средства национальных парков формируются за счет предоставляемых услуг);

сложный механизм оформления земельных участков под строительство новых объектов туриндустрии, получения технических условий и согласований на обеспечение инвестиционных проектов необходимой инфраструктурой;

ограниченность существующей транспортной и инженерной инфраструктуры в существующих и перспективных инвестиционных площадках для реализации инвестиционных проектов туриндустрии и в местах туристского показа;

длительность процедур согласования, а также высокие цены на подключение к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, рост уровня тарифов на энергоресурсы;

отсутствие достоверной информации, позволяющей оценить все виды затрат хозяйствующих субъектов для получения доступа к объектам энергетической и коммунальной инфраструктуры.

Основные задачи по развитию конкуренции:

выбор и резервирование перспективных инвестиционных площадок для строительства туристских центров на территории Челябинской области. Обеспечение выбранных площадок необходимой инфраструктурой;

создание государственного информационного ресурса для обеспечения потенциальных инвесторов информацией о свободных площадках для размещения туристских объектов инвестиционной деятельности;

оказание содействия в осуществлении инвестиционной деятельности в муниципальных районах области, совершенствование и разработка нормативно-правовой базы по регулированию инвестиционной деятельности (льготы по налогам, выделение субсидий);

создание благоприятных условий для оказания туристских услуг через туроператоров на территориях национальных парков (отмена входной платы, предоставление земельных участков по низким расценкам, создание инфраструктуры);

сокращение сроков и упрощение процедуры выделения и оформления земельных участков под строительство туристско-рекреационных центров по принципу "одного окна".

Полный текст Программы развития конкуренции в Челябинской области на 2010-2012 годы