Отчет о правоприменительной практике в сфере обращения с ТКО

Отчет о реализации темы специализации

 

  1. Наименование территориального органа: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области

2. Наименование темы специализации: Теоретико-практические аспекты реализации территориальными антимонопольными органами полномочий при осуществлении контроля на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами»

3. Отчетный период: 2020 год

4. Ответственные исполнители:

  • Рысева Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России, тел.: 8 (351) 266-68-87, to74-ryseva@fas.gov.ru;
  • Пузанкова Юлия Юрьевна – начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России, тел.: 8 (351) 266-68-87 (доб. 125), to74-puzankova@fas.gov.ru.
  •  Информация о деятельности по теме специализации за год:

 

п/п

Наименование работы

Наименование и краткое содержание мероприятия (с указанием конкретных документов)

Практический результат

1.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке, наиболее представленном (специфическом) в субъекте РФ

 

Челябинское УФАС России с момента перехода на новую систему обращения с отходами провело анализ рынка во всех пяти кластерах Челябинской области (Магнитогорский, Кыштымский, Челябинский, Карабашский, Горный). Региональный оператор в Магнитогорском кластере (ООО «ЦКС») начал работу в конце 2017 года. В остальных кластерах с января 2019 года.

В суде обжаловалось доминирующее положение ООО «ЦКС» на территории Магнитогорского кластера. Суд согласился с антимонопольным органом в правильности определения продуктовых границ рынка, которыми являются именно услуги по обращению с ТКО. Признаки доминирующего положения ООО «ЦКС» следуют из статуса ООО «ЦКС» как единственного регионального оператора по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера. Доводы о неправильном определении антимонопольным органом товарного рынка со ссылкой на общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД «ОК034-2014 (КПЕС 2008) судом отклонены, поскольку региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Сбор, транспортирование и размещение отходов образуют для регионального оператора единый процесс, являющийся деятельностью по обращению с отходами. При этом рынки услуг по сбору, транспортированию, обработке и размещению ТКО связаны между собой и являются взаимозависимыми. Сбор, транспортирование отходов не могут существовать в отрыве от рынка услуг по обработке и размещению отходов. Суды вышестоящих инстанций поддержали решение Арбитражного суда Челябинской области.

(Приложение №1)

Практический результат заключается в сформированной на уровне Верховного Суда РФ практике по анализу рынка ТКО как единого процесса, являющегося деятельностью по обращению с отходами. Данная практика может быть использована другими территориальными органами при анализе рынка ТКО.

2.

Предложения по вопросам внесения изменений в нормативно-правовые акты или по совершенствованию механизмов применения законодательства РФ в рамках темы специализации

В 2020 году Челябинским УФАС России проведена комплексная работа по проработке проблемных вопросов, не урегулированных действующим законодательством в сфере обращения ТКО, которая осуществлялась путем направления предложений в ФАС России, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Челябинской области, в общественные институты, органы власти региона, выступлений на публичных мероприятиях, в том числе Совете территориальных органов в УФО. В частности, предлагаем следующее.

1. Проблема формирования начальной (максимальной) цены предмета аукциона на услуги по транспортированию ТКО.

Законодательством не определен четкий механизм формирования региональным оператором начальной (максимальной) цены предмета аукциона на услуги по транспортированию ТКО.

При этом, в соответствие с пунктом 14 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, одним из приоритетных источников информации о ценах и расходах, используемых органом регулирования для определения плановых расчетных значений расходов (цен), являются цены, определенные по результатам закупочных процедур.

В настоящее время начальная (максимальная) цена предмета аукциона определяется путем запроса коммерческих предложений без детализации по статьям расходов, а значит, может быть завышена.

Торги при этом, в частности на территории Челябинской области, проводятся с такими нарушениями, которые приводят к ограничению количества участников, и контракты по их результатам заключаются без снижения начальной (максимальной) цены предмета аукциона.

Так, в Челябинской области региональный оператор предложил органу тарифного регулирования включить в необходимую валовую выручку регионального оператора расходы на транспортирование ТКО в размере около 2,5 млрд руб., фактически органом тарифного регулирования учтено около 1,5 млн руб. в связи с отсутствием оснований для признания экономически обоснованной величины расходов по представленным договорам на транспортирование ТКО, в том числе, заключенным по результатам торгов, проведенных с нарушением действующего законодательства.

Согласно проекту изменений в Правила № 1133, орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов будет проводить оценку экономической обоснованности цены предмета аукциона, по результатам которого формируется цена на услуги по транспортированию ТКО, либо согласовывать предлагаемую величину, либо направлять региональному оператору для использования экономически обоснованную цену. Не исключено также введение государственного регулирования рынка оказания услуг по транспортированию ТКО.

Челябинское УФАС России поддерживает данные изменения.

При этом, считаем целесообразным в настоящее время при проведении торгов региональному оператору формировать начальную (максимальную) цену предмета аукциона с учетом тех затрат, которые уже учтены органом тарифного регулирования в тарифе регионального оператора.

В связи с чем, предлагаем рассмотреть возможность включения такого механизма в Правила № 1133, либо подготовить официальное письмо для применения всеми лицами, участвующими в этих отношениях, в данный момент.

2. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Постановление № 505) установлены способы коммерческого учета ТКО. В частности, пункт 5 Правил № 505 предусматривает, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. Пунктом 6 Правил № 505 установлено, что для расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505. При этом пунктом 8 Правил № 505 установлено, что при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по соответствующим договорам коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Существующая формулировка пунктов 6 и 8 Правил № 505 не дает четкого понимания в каких случаях применяется соответствующий способ коммерческого учета ТКО.

3. О внесении дополнений в Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», конкретизирующих механизм определения вида отходов, размещенных в местах несанкционированного размещения отходов, и орган ответственный за проведение экспертизы компонентного состава отходов в местах несанкционированного размещения отходов;

4. О внесении изменений в пункты 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» в части изменения срока, выделяемого собственнику земельного участка, на реализацию мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с 30 дней на 45 дней с момента получения уведомления регионального оператора.

5. С целью поддержания конкуренции на рынке транспортирования ТКО, исключения включения в тариф для граждан стоимости услуг по транспортированию ТКО, сформированной при отсутствии экономии средств регионального оператора, надлежащим образом проведенных торгов, особенно в городах с численностью населения более 1 млн. человек, предложено рассмотреть вопрос о внесении в Постановление Правительства РФ № 133 условия о том, что в таких городах лоты должны быть сформированы исходя из внутригородского деления по принципу: один район – один лот, и срок оказания услуг не должен превышать более 1 года.

6. О внесении в Постановление Правительства РФ № № 1062 изменений, касающихся указания в лицензиях на транспортирование отходов I-IV классов опасности сведений о месте осуществления лицензируемого вида деятельности либо в отношении территории РФ, либо отдельных субъектов РФ, где хозяйствующий субъект будет осуществлять лицензируемый вид деятельности.

7. В законодательстве применительно к услугам по транспортированию ТКО отсутствует понятие маршрута, Челябинское УФАС России предложило рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в подпункт «г» пункта 25 Постановления Правительства РФ № 1156: «маршрут, то есть путь следования мусоровозов, учитывающий начальную точку отправления, промежуточные пункты в виде мест сбора и накопления ТКО, а также конечный пункт транспортировки ТКО в виде объектов, используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения». Внесение указанного изменения позволит исключить дальнейшие разногласия между органами власти (контрольными и тарифными) и региональными операторами в части толкования Постановления Правительства РФ № 1156, сформировать условия проектов договоров в документациях о торгах на оказание услуг по транспортированию ТКО с учетом такого понятия.

Данные предложения письмом от 05.06.2020 №6553/06 направлены Главному федеральному инспектору по Челябинской области аппарата Полномочного представителя Президента РФ в УФО. Кроме того, эти и другие вопросы обсуждалась на Совете территориальных органов в УФО и направлялась в ЦА ФАС России.

(Приложение №2)

Обобщены проблемные вопросы в сфере обращения с ТКО. Проинформированы Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области, ЦА ФАС России, Совет территориальных органов в Уральском федеральном округе, Главный федеральный инспектор по Челябинской области аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе о выявленных проблемах в этой сфере и необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

3.

Вступившие в законную силу в отчетном периоде решения территориального органа о нарушении законодательства, в том числе имеющие важное (прецедентное) значение, являющиеся практикообразующими

В рамках специализации осуществлялся контроль как в отношении хозяйствующих субъектов, так и в отношении органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления. При этом, два решения о злоупотреблении доминирующим положением со стороны регионального оператора ООО «ЦКС» были обжалованы в апелляционную коллегию ФАС России и оставлены в силе. Считаем необходимым выделить 9 примеров, имеющих, на наш взгляд, практикообразующее значение.

1. Челябинское УФАС России обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «ЦКС», ООО «Чистый город» о признании недействительным электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для Регионального оператора в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, а также заключенного по его результатам договора (дело № А76-42901/2018).

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, отметил, что незаконное формирование лота, указание в проекте контракта условий, которые противоречат положениям законодательства, включение в договор на услуги по транспортированию ТКО затрат, не связанных с оказанием этих услуг, привело к тому, что ни один хозяйствующий субъект не принял участие в рассматриваемом аукционе. В свою очередь, указанное обстоятельство могло привести к формированию тарифов для граждан с учетом формирования «завышенной» цены на услуги по транспортированию ТКО.

Указанные выводы апелляционного суда поддержаны судом кассационной инстанции и Верховным Судом РФ (определение 30.10.2020 № 309-ЭС20-16185).

2. Челябинским УФАС России по признакам уклонения ООО «ЦКС» от заключения договора на обработку (сортировку) ТКО с ООО «Спецкомплекс» выдано предупреждение от 30.07.2018 № 6-03/18, в соответствии с которым ООО «ЦКС» надлежало направить в адрес ООО «Спецкомплекс» в срок до 15.08.2018 проект соответствующего договора.

ООО «ЦКС» обратилось в суд о признании недействительными предупреждения (дело № А76-41866/2018). Судами трех инстанций, Верховным Судом РФ (определение от 12.05.2020 № 309-ЭС20-6865) поддержаны доводы антимонопольного органа.

Отказывая в удовлетворении требований ООО «ЦКС», суды, как уже было отмечено, сделали важные выводы об определении продуктовых границ товарного рынка, а также выводы о том, что направление неподписанного проекта договора не может считаться надлежащим исполнением предупреждения.

3. Описанное предупреждение не было исполнено, вынесено решение, которым действия ООО «ЦКС» по уклонению от заключения с ООО «Спецкомплекс» договора на обработку (сортировку) ТКО признаны нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Апелляционная коллегия ФАС России отметила, что решение антимонопольного органа не противоречит практике применения антимонопольного законодательства, а также учла выводы судов по делу № А76-41866/2018 (решение от 17.07.2020 № СП/60911/20).

Решение по делу № 14-03/18 обжалуется в арбитражном суде – дело № А76-43772/2020.

4. Челябинское УФАС России обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «ЦКС», ООО «ЭКОВЫВОЗ» о признании недействительным электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию ТКО для регионального оператора в г. Челябинске, а также заключенного по его результатам договора (дело № А76-3768/2019).

Суды трех инстанций поддержали иск, Верховный суд РФ определением от 15.04.2020 № 309-ЭС20-3638 по указанному делу отказал ООО «ЦКС» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в установленном порядке.

Удовлетворяя исковое заявление, суды отметили, что нарушения законодательства при проведении торгов необходимо оценивать в совокупности, а также учитывать последствия таких нарушений.

5. В ходе рассмотрения дела № 074/01/10-1550/2019 Челябинским УФАС России  было вынесено предупреждение от 26.12.2019 № 18-06/19 ООО «ЦКС» в связи с наличием в его действиях признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым ООО «ЦКС» необходимо внести изменения в типовые договоры, размещенные на официальном сайте ООО «ЦКС», включив в них все способы складирования ТКО, предусмотренные Правилами № 1156.

ООО «ЦКС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предупреждения незаконным (дело № А76-6193/2020, решение суда вступило в силу 01.11.2020).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд отметил, что Правила № 1156 и предусмотренная им форма типового договора предусматривает несколько способов складирования ТКО, определяемых в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, соответственно, потребитель вправе выбрать предпочтительный для него способ складирования ТКО с учетом фактической доступности каждого способа применительно к условиям конкретного потребителя.

6. По результатам рассмотрения дела № 074/01/10-1537/2019 вынесено решение о признании действий ООО «ЦКС», выразившихся в отказе от вывоза ТКО, образованных в период проведения санитарной очистки придомовых территорий в г. Челябинске, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Решение по делу № 074/01/10-1537/2019 поддержано Апелляционной коллегией ФАС России (решение от 02.10.2020 № СП/85998/20).

В ходе рассмотрения дела Челябинское УФАС России, изучив мнения Минстроя России, Минприроды России, ФАС России и иных региональных операторов по обращению с ТКО, пришло к выводу, что отходы, образовавшиеся от уборки придомовой территории (вне зависимости от их состава), относятся к ТКО, подлежат включению в норматив накопления ТКО, и региональный оператор обязан вывозить указанные отходы в рамках договоров на обращение с ТКО.

При санитарной очистки территорий образуются именно отходы от уборки придомовой территории, которые подлежат включению в норматив накопления ТКО, и которые региональный оператор обязан вывозить в рамках договора на оказание услуги по обращению с ТКО по единому утвержденному тарифу.

Решение и предписание по делу № 074/01/10-1537/2019 также обжалуются в арбитражном суде – дело № А76-17113/2020.

7. По результатам рассмотрения дела № 20-07/18 признано нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции соглашение, заключенное между Правительством Челябинской области, Администрацией г. Челябинска, Министерством экологии Челябинской области, МУП «ГорЭкоЦентр», ООО «Полигон ТБО», ООО «ЦКС», которое могло привести к ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках в сфере обращения с ТКО, в том числе к устранению с рынка оказания услуг по транспортированию ТКО отдельных хозяйствующих субъектов.

Совокупность рассмотренных обстоятельств привела Челябинское УФАС России к выводу о достижении между Правительством Челябинской области, Администрацией г. Челябинска, Министерством экологии Челябинской области, МУП «ГорЭкоЦентр», ООО «Полигон ТБО», ООО «ЦКС» соглашения, которое могло привести к ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках в сфере обращения с ТКО, в том числе к устранению с рынка оказания услуг по транспортированию ТКО отдельных хозяйствующих субъектов, а также к созданию преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО», а также к разделу товарного рынка по обработке и утилизации ТКО по территориальному принципу.

Решение по делу обжалуется в арбитражном суде – дело № А76-1474/2020.

8. Челябинским УФАС России вынесено предостережение № 01-07/20 Министерству экологии Челябинской области в связи с размещением в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства www.mineco174.ru информации о планируемом внесении изменений Министерством экологии Челябинской области (далее – Министерство) в Территориальную схему обращения с отходами Челябинской области в части установления в Таблице 7.2.4., определяющей Схемы потоков ТКО в Челябинской области на 2021-2027г. (далее – Таблица), формулировки относительно деятельности объектов обработки ТКО на территории Магнитогорского кластера, в соответствии с которой определено, что ООО «Спецкомплекс» вправе осуществлять деятельность до 2022 года.

Установление спорного, по мнению Челябинского УФАС России, условия в раздел 7 Территориальной схемы в отношении ООО «Спецкомплекс» свидетельствует о препятствовании осуществлению его дальнейшей деятельности как хозяйствующего субъекта и может привести к вытеснению с рынка.

По результатам рассмотрения выданного Предостережения Министерством экологии Челябинской области в проект территориальной схемы внесены изменения путем удаления указанной формулировки. 30 ноября 2020 года Приказом Министерства утверждена территориальная схема в новой редакции, в том числе с учетом позиции Челябинского УФАС России об исключении условия, которое фактически обязывало ООО «Спецкомплекс» прекратить осуществление деятельности по обращению с ТКО на территории Челябинской области.

9. Челябинское УФАС России в начале 2020 года по результатам рассмотрения заявления ООО «Спецкомплекс», осуществляющего на территории Магнитогорского кластера деятельность по сортировке ТКО, выдало Министерству экологии Челябинской области предупреждение о прекращении действий, выразившихся в установлении в разделе 7 Территориальной схемы обращения с отходами на территории Челябинской области условия, при котором действующий и функционирующий в настоящее время мусоросортировочный комплекс, принадлежащий ООО «Спецкомплекс», является объектом системы обращения с ТКО в Челябинской области до момента ввода в эксплуатацию объекта концессии, ввиду наличия признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 1, 2, 8.

При проведении проверки по поступившему обращению Челябинским УФАС России установлено, что основанием для установления в Территориальной схеме такого условия являлось заключение концессионное соглашение о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) ТКО на территории Магнитогорского кластера с АО «Управление отходами».

Выдавая Министерству предупреждение, антимонопольный орган основывался, в том числе на том, что мусоросортировочный комплекс, принадлежавший ООО «Спецкомплекс» не имеет возможности осуществлять иные виды деятельности, кроме обработки ТКО. Следовательно, включение в Территориальную схему условия о действии указанного комплекса, функционирующего в настоящее время и обслуживаемого ООО «Спецкомплекс», до момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения может привести к созданию дискриминационных условий осуществления предпринимательской деятельности в области обращения с отходами.

Также необходимо отметить, что до выдачи предупреждения Челябинским УФАС России с целью формирования объективной позиции по рассматриваемому вопросу в адрес ФАС России был направлен запрос о направлении мнения относительно законности установления Министерством формулировки, ограничивающей срок осуществления деятельности хозяйствующего субъекта. ФАС России направило позицию, подтверждающую правильность выводов Челябинского УФАС России, указав, что действующим законодательством не предусмотрено включение в территориальную схему положений о временном действии МСК поскольку необходимо учитывать все основания для исключения МСК из территориальной схемы.

Министерство, не согласившись с выданным предупреждением, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области о признании его недействительным (судебное дело № А76-15977/2020).

Суд первой инстанции, отказывая Министерству в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что выданное Челябинским УФАС России предупреждение содержит обоснованное указание на наличие в рассматриваемых действиях Министерства признаков нарушения антимонопольного законодательства, отвечает признаку исполнимости, а также издано в пределах соответствующей компетенции и в соответствии с нормами действующего законодательства.

В настоящее время Министерством приняты меры по исключению спорной формулировки в отношении ООО «Спецкомплекс» из Территориальной схемы, что, по мнению Челябинского УФАС России, еще раз свидетельствует о правильности позиции антимонопольного органа касательно рассматриваемого вопроса.

(Приложение №3)

Выводы антимонопольного органа и судов могут быть использованы территориальными органами при осуществлении контрольных функций как в отношении хозяйствующих субъектов, так и в отношении органов местного самоуправления и государственной власти субъекта РФ.

4.

Реализация мероприятий, предусмотренных региональными «дорожными картами»

Челябинское УФАС России в конце 2019 года направило в Министерство экономического развития Челябинской области два предложения по развитию конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Челябинской области, которые в декабре были включены в план мероприятий («Дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Челябинской области на 2019-2021 годы.

Обоснованием включения предложений в Дорожную карту является отсутствие на законодательном уровне, в частности в постановлении Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора», определения понятия «территория» в целях формирования лотов при проведении торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО. В связи с этим, имеет место укрупнение лотов региональным оператором при формальном соблюдении требований законодательства, в том числе, в части сроков контрактов (до 10 лет). Так, по Челябинскому городскому округу (7 административных районов, свыше 1,5 млн человек населения) региональным оператором сформировано три лота сроком контракта на три года, что необоснованно увеличивает сумму контракта (свыше 1 млрд руб.) и ограничивает конкуренцию на соответствующем рынке.

Предложено включить в раздел III Дорожной карты: 1) Мероприятие «Дополнение соглашения, заключаемого субъектом Российской Федерации с региональным оператором, о проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО в отношении всего объема ТКО, образующихся в зоне (зонах) его деятельности»; 2) Мероприятие «Разработка типовой документации для регионального оператора либо дополнение соглашения, заключаемого субъектом Российской Федерации с региональным оператором положениями о разделении объема закупаемых услуг по транспортировке ТКО на большее количество лотов при проведении торгов».

 (Приложение№ 4)

Включение указанных мероприятий в план мероприятий («Дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Челябинской области на 2019-2021 годы, способствует обеспечению возможности повышения экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке, а также возможности увеличения количества организаций частной формы собственности на рынке

5.

Комплексные мероприятия, направленные на развитие конкуренции в регионе

Систематически проводится работа, направленная на развитие конкуренции на рынке обращения с ТКО на территории региона.

1. Так в период с 2018 года подано 6 исковых заявлений о признании торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Челябинского кластера и заключенных по их результатам договоров недействительными, поскольку приводит к укрупнению лотов и ограничению доступа на рынок иных участников.

При этом суды всех инстанций поддержали позицию антимонопольного органа (дело № А76-3768/2019).

Указанные обстоятельства учтены Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области при определении тарифа. ООО «ЦКС» в рамках заявления об установлении тарифов на 2020-2022 годы представлено 22 договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.

При оценке представленных ООО «ЦКС» договоров Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области учтена информация, направленная Челябинским УФАС России на имя Губернатора Челябинской области А.Л. Текслера от 13.11.2019 № 15312/05 (вх. от 14.11.2019 № 01-140/35796).

Челябинское УФАС России в указанном письме сообщило, что в Арбитражном суде Челябинской области рассматриваются иски ООО «Городской экологический центр +» о признании торгов на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в границах Металлургического, Калининского, Ленинского, Советского, Тракторозаводского, Курчатовского районов г. Челябинска, на 2020-2022 годы недействительными, т.к. ООО «ЦКС» проигнорировало рекомендации антимонопольного органа по формированию лотов, определению маршрутов и допустило те же нарушения законодательства о контрактной системе, которые были предметом судебных исков антимонопольного органа по предыдущим торгам.

Решением Арбитражного суда Челябинской области по делу А76-27023/2019 торги по транспортированию ТКО на территориях Металлургического, Калининского, Ленинского районов г. Челябинска были признаны недействительными.

Учитывая позицию Челябинского УФАС, у Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области отсутствовали основания для признания экономически обоснованной величины расходов по представленным ООО «ЦКС» договорам.

2.  Челябинское УФАС России в рамках работы по выработке механизмов развития конкуренции на рынке обращения ТКО, проводимой, в том числе совместно с Министерством экологии Челябинской области при реализации мероприятий по общественному обсуждению Территориальной схемы обращения с ТКО, выявило ряд положений территориальной схемы, которые могли привести к созданию дискриминационных условий осуществления предпринимательской деятельности в области обращения с отходами для участников рынка. Предложения учтены.

3. Челябинским УФАС России путем участия в совещаниях, подготовки и направления мнения проведена работа, связанная с передачей объектов, связанных с обработкой с ТКО, находящихся в государственной собственности.

На первом этапе, рассмотрено обращение Министерства экологии Челябинской области по вопросу возможности предоставления организациям, эксплуатирующим ТКО, государственной преференции путем заключения договоров аренды государственного имущества – мусоросортировочных комплексов без проведения торгов. Антимонопольный орган, с учетом положений Закона о защите конкуренции, Закона об охране окружающей среды пришел к выводу о том, что предоставление такой преференции может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке обращения с ТКО.

На последующих этапах, Министерство экологии Челябинской области представляло на обсуждение иные возможные, по его мнению, формы предоставления мусоросортировочных комплексов, находящихся в государственной собственности, а именно, планировалось внесение изменений в Закон Челябинской области от 18.12.2003 № 207-ЗО «О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» в части дополнения положений статьи 12, регулирующей особенности предоставления имущества, находящегося в государственной казне Челябинской области, в безвозмездное пользование, пунктом, предоставляющим такое право юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) для осуществления деятельности в сфере обращения с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Челябинским УФАС России при участии в совещаниях обращалось внимание, что внесение указанных изменений может привести к созданию преимущественных условий осуществления деятельности лицам, осуществляющим деятельность, связанную с обработкой ТКО, а заключение договора может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, порядок которых утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

В настоящее время изменения в региональное законодательство не внесены, для уточнения дальнейший действий Министерства экологии, связанных с передачей мусоросортировочных комплексов, Челябинским УФАС России направлен дополнительный запрос.

4. Челябинским УФАС России путем проведения совещаний проведена работа по урегулированию разногласий между ООО «ЦКС» и управляющими компаниями относительно организации вывоза отходов из мусороприемных камер, расположенных в многоквартирных домах, разграничении обязанностей регионального оператора и управляющих компаний, поскольку типовым договором и Правилами № 1156 в целом не предусмотрены условия организации и порядок вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

В частности, ООО «ЦКС» и ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» выданы рекомендации по урегулированию вопроса организации порядка вывоза отходов из мусороприемных камер, расположенных в многоквартирных домах.

(Приложение 5)

Тарифы на услуги по обращению с ТКО у регионального оператора ООО «ЦКС» на территории Челябинской области установлены на основе экономически обоснованных расходов с учетом судебных решений, состоявшихся по итогам рассмотрения исков, учитывающих в том числе позицию антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арбитражный суд Челябинской области поддержал позицию Челябинского УФАС России о целесообразности исключения из схемы обращения ТКО условия о действии мусоросортировочного комплекса, обслуживаемого ООО «Спецкомплекс», до момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения.

 

6.

Мероприятия по внедрению антимонопольного комплаенса

Челябинским УФАС России направлены предложения по внедрению антимонопольного комплаенса региональным операторам по обращению с ТКО на территории Челябинской области: ООО «Центр коммунального сервиса», ООО «Спецсервис», МУП «Комритсервис» СМР (Приложение №5). Наличие такой системы у региональных операторов по обращению с ТКО, функционирующей на постоянной основе, позволит участникам рынка получить относительную уверенность в правомерности своих действий. В случае внедрения антимонопольного комплаенса участниками рынка ТКО на территории Челябинской области будет обеспечено предотвращение, сокращение нарушений антимонопольного законодательства, а также достижение целевых показателей, закрепленных в Национальном плане по развитию конкуренции в Российской Федерации.

(Приложение 6)

Практика внедрения антимонопольного комплаенса окажет положительное воздействие на снижение имеющихся у компаний антимонопольных рисков и соответственно нарушений антимонопольного законодательства.

7.

Выступления с докладом по теме специализации

1. Руководитель Челябинского УФАС России Козлова Анна Алексеевна в сентябре 2020 года выступила с докладом на заседании Совета ТО в УФ по теме: «Проблемные вопросы применения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». В выступлении были озвучены выявленные Челябинским УФАС России на рынке обращения ТКО проблемные вопросы и предложены пути их решения в условиях отсутствия законодательного урегулирования в этой сфере. В частности, были поставлены следующие вопросы: проблема выбора способа учета твердых коммунальных отходов в рамках реализации положений Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, вопрос по расчету ежемесячной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для медицинских организаций в соответствии с Правилам № 354. (Приложение №7).

2. 05.02.2020 состоялась пресс-конференция руководителя Челябинского УФАС России Козловой Анны Алексеевны по итогам работы управления за 2019 год. В рамках указанной пресс-конференции руководитель управления сообщила представителям СМИ сведения о возбужденных и рассмотренных антимонопольным органом делах, связанных с нарушениями на рынке обращения ТКО на территории Челябинской области.

 

 

Ссылка на пресс-релиз: https://chel.fas.gov.ru/news/28750.

3. 04.03.2020 руководитель Челябинского УФАС России Козлова Анна Алексеевна прочитала лекцию об антимонопольном регулировании студентам ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж», рассказав о полномочиях службы и положениях антимонопольного законодательства, прецедентных делах, в том числе на рынке обращения ТКО.

 

Ссылка на пресс-релиз: https://chel.fas.gov.ru/news/28906.

4. В рамках пресс-конференции, прошедшей 14.07.2020, руководителем Челябинского УФАС России Козловой А.А. и заместителем руководителя Челябинского УФАС России освещены новые дела и проблемные вопросы на рынке обращения с ТКО.

 

Ссылка на пресс-релиз https://chel.fas.gov.ru/news/29947

5. Заместитель руководителя Челябинского УФАС России Рысева Елена Григорьевна 27.05.2020 выступила на межведомственном совещании по проблемным вопросам применения законодательства на рынке обращения с ТКО.

6. Начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России выступала с докладом о типичных нарушениях антимонопольного законодательства на рынке обращения с ТКО на публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики Челябинского УФАС в марте, июне и ноябре 2020 года.

Ссылка на видео публичных обсуждений https://chel.fas.gov.ru/news/30459.

Обмен опытом с коллегами и информирование о выявленной проблематике на рынке обращения с ТКО с целью выработки единых подходов.

8.

Экспертные заключения территориального органа по теме специализации на запросы центрального аппарата

-

-

9.

Консультации структурных подразделений центрального аппарата по теме специализации

Челябинским УФАС России в рамках специализации подготовлен информационный материал, где изложена позиция Челябинского УФАС России по четырем проблемным вопросам в сфере обращения ТКО и получена обратная связь.

1. Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме.

23.01.2020 Челябинское УФАС России получен ответ от ЦА ФАС России на направленное  письмо от 26.11.2019 №15883/06 с целью изложения позиции ФАС России о том, как на практике должен реализовываться расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме (медицинские учреждения), в соответствии формулой 9(5) приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354). В соответствии с пунктом 9(5) Приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании нормативов накопления ТКО согласно пункту 148(38) Правил по формуле 9(5).

В соответствии с Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31.08.2017 № 42/1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области» норматив ТКО для поликлиник установлен в размере 0,364 куб.м и является среднегодовым показателем на 1 посещение.

В соответствии с Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2018 № 87/3 «Об утверждении производственной программы и предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера Челябинской области для ООО «Спецсервис» на 2019 год» предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО установлен в размере 363,34 руб./куб. м.

Для примера определим, что в сутки медицинское учреждение посещает 10 граждан.

С учетом заданных условий ниже приведен расчет для определения объема ТКО, используемого региональным оператором по обращению с ТКО, и расчет, используемый медицинскими учреждениями.

Расчет регионального оператора по обращению с ТКО

Расчет медицинских учреждений

 

 

3 270,06 руб. в месяц = 300 посещений*(0,364/12) куб.м*363,34 руб./куб. м,

где:

Ki – 10 посещений в сутки * 30 календарных дней = 300 посещений в месяц;

– 0,364 куб.м в год/12 месяцев = 0,03 куб.м в месяц на 1 посещение;

Tотх  – 363,34 руб./куб. м. (тариф)

108,70 руб. в месяц = 0,364 куб.м в год/365 дней*10 посещений*30 дней * 363,34 руб./куб. м,

где:

Объем ТКО в месяц = 0,364 куб.м в год/365 дней*10 посещений*30 дней = 0,3 куб.м в месяц;

тариф – 363,34 руб./куб. м.

 

Таким образом, по расчету регионального оператора по обращению с ТКО объем ТКО составляет 9 куб.м на все посещения за месяц (0,03 куб.м в месяц на 1 посещение * 300 посещений = 9 куб.м в месяц). По расчету медицинских учреждений объем ТКО составляет 0,3 куб.м на все посещения за месяц. Следовательно, по расчету регионального оператора объем ТКО в 30 раз выше чем объем, полученный по расчету медицинских учреждений.

Согласно экспертной позиции Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) норматив ТКО для поликлиник установлен в размере 0,364 куб.м и является среднегодовым показателем на 1 посещение. В связи с этим, по мнению Министерства, расчет платы за ТКО необходимо определять исходя из среднесуточного количества посещений за год и применять это количество к среднегодовому нормативу ТКО. При этом на каждое посещение указанный норматив ТКО применяться не может, так как является среднегодовой величиной.

Для примера, ежедневно в течение 1 года поликлинику посещает 10 пациентов, ежемесячное накопление ТКО составит 0,364*10/12=0,303 куб.м в месяц.

С учетом изложенного встает вопрос, насколько правомерно региональным оператором при расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении в многоквартирном доме применен показатель - Ki (количество расчетных единиц) в размере 300 посещений, при условии, что ежедневно в течениe 1 года поликлинику посещает 10 пациентов.

23.01.2020 Челябинское УФАС России получен ответ от ЦА ФАС России, согласно которому ФАС сообщает, что представленные расчеты регионального оператора и медицинского учреждения являются верными. При этом размер платы, произведенный медицинским учреждением равен плате за один день оказания услуги по обращению с ТКО, поскольку при расчете норматив был разделен на 365, а у регионального оператора за месяц (норматив разделен на12). Способ расчета медицинскими учреждениями можно принимать, при условии умножения на количество дней в расчетном месяце (необходимо приводить к единому расчетному показателю) (день/год).

Таким образом, в настоящее время в распоряжении Челябинского УФАС России имеется позиция ФАС России (исх. № ВК/4131/20) о том, что необходимо использовать в качестве показателя Ki количество посетителей за один месяц, а также судебная практика (дело № А76-23736/2019) о том, что необходимо использовать среднесуточное количество посещений за год. 12.08.2020 Арбитражный суд Уральского округа постановлением № Ф09-3275/20 отменил решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2020 по делу №Ф76-23736/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от10.03.2020 по тому же делу.

2. Проблемные вопросы применения законодательства в сфере обращения с отходами при ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.

Челябинское УФАС России при рассмотрении обращения Министерства экологии Челябинской области с просьбой дать оценку правомерности действий регионального оператора по обращению с ТКО при организации работ по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в отсутствие сведений, подтверждающих отнесение отходов к ТКО, а также дать оценку обоснованности определения стоимости услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в г. Челябинске и г.  Троицке Челябинской области, столкнулось с рядом вопросов, связанных с применением Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

В настоящее время нормативными правовыми актами в сфере обращения с отходами детально не конкретизированы права и обязанности регионального оператора по обращению с ТКО и собственника земельного участка при ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Челябинским УФАС России также была изучена судебная практика по вопросу договорных отношений регоператора и собственника земельного участка, на котором выявлены места несанкционированного размещения отходов, в частности Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.02.2020 № АПЛ19-525.

Челябинским УФАС России 27.05.2020 проведено совещание по вопросу реализации прав и обязанностей регионального оператора по обращению с ТКО и собственника земельного участка при ликвидации мест несанкционированного размещения отходов с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области, Министерством экологии Челябинской области, Администрацией города Челябинска, Советом муниципальных образований Челябинской области, ООО «ЦКС». Целью указанного мероприятия являлось рассмотрение актуальных вопросов, связанных с ликвидацией мест несанкционированного размещения отходов на территории муниципальных образований Челябинской области, в том числе с учетом позиции Верховного Суда РФ.

По итогам проведенного совещания Челябинское УФАС России направило письмом от 11.06.2020 № 6820/06 в ФАС России информацию о проблемных вопросах применения законодательства в сфере обращения с отходами при ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, а также предложения Челябинского УФАС России по внесению изменений в действующее законодательство.

3. Вопрос об обязанности регионального оператора осуществлять обращение с отходами от уборки придомовой территории многоквартирных домов в соответствии с типовыми договорами по единому тарифу.

Челябинским УФАС России в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Центр коммунального сервиса» направило в ФАС России письмо № 11281/06 от 23.08.2019 с целью изложения позиции ФАС России по вопросам относимости отходов от уборки придомовой территории многоквартирных и индивидуальных жилых домов (мусор и смет уличный, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками) к твердым коммунальным отходам; обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами вывозить отходы от уборки придомовой территории многоквартирных и индивидуальных жилых домов в соответствии с типовыми договорами по единому тарифу.

02.10.2019 Челябинское УФАС России получило ответ от ЦА ФАС России № ВК/86081/19, согласно которому ФАС сообщает, что уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с типовыми договорами по единому тарифу.

4. Вопрос о правомерности включения в Территориальную схему обращения с отходами положений о временном действии мусоросортировочного комплекса.

Челябинским УФАС России в рамках специализации направлен информационный материал по вопросу правомерности включения в Территориальную схему обращения с отходами Челябинской области критерия, по которому мусоросортировочный комплекс является объектом системы обращения с ТКО в Челябинской области до момента ввода в эксплуатацию объектов концессии. В данном письме Челябинское УФАС России изложило свою позицию по данному вопросу и получило обратную связь. По мнению Челябинского УФАС России, установление такого условия может привести к созданию дискриминационных условий осуществления предпринимательской деятельности в области обращения с отходами, и, соответственно, свидетельствует о нарушении положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Письмом от 09.04.2020 № ВК/29814/20 ФАС России пояснило, что Правилами № 1130 не предусмотрено включение в территориальную схему положений о временном действии мусоросортировочных комплексов (до момента создания иных объектов).

Таким образом, при рассмотрении подобных жалоб необходимо учитывать процедуру и основания исключения мусоросортировочного комплекса или иного объекта из территориальной схемы, влияние такого объекта на санитарно-эпидемиологическую среду, а также учитывать требования соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и нормы законодательства об охране окружающей среды.

(Приложение №8)

Выявлены и обобщены проблемные вопросы в действующем законодательстве в сфере обращения ТКО, в частности в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, Правилах № 354.

По итогам проделанной работы сформулированы и направлены в ЦА ФАС России предложения о внесении изменений в действующее законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Позиция ФАС России, изложенная в письме от 02.10.2019 № ВК/86081/19, учтена Челябинским УФАС России при вынесении решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Центр коммунального сервиса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Мнение ФАС России было учтено Челябинским УФАС России при выдаче предупреждения Министерству экологии Челябинской области. Предупреждение оспорено в Арбитражном суде Челябинской области. Суд первой инстанции подтвердил правомерность выдачи предупреждения Челябинским УФАС России в отношении Министерства экологии Челябинской области в части исключения формулировки «до ввода в эксплуатацию объекта концессии».

10.

Подготовка обзоров положительной правоприменительной и судебной практики территориального органа по теме специализации, согласование указанных обзоров со структурными подразделениями, направление согласованных с центральным аппаратом обзоров в территориальные органы для ознакомления и использования в работе

Подготовлено обобщение судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами, направлено на согласование в Управление государственной службы ФАС России письмом от 30.11.2020 № б/н.

(Приложение № 9)

Выводы судов могут быть использованы территориальными органами при рассмотрении вопросов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

11.

Публикация в научных и аналитических изданиях по теме специализации

Статья руководителя Челябинского УФАС России Анны Алексеевны Козловой в журнале «Конкуренция и право» (https://chel.fas.gov.ru/sites/chel.f.isfb.ru/files/images/20201008175242.jpg). Анна Алексеевна рассказала об обнаруженных законодательных пробелах и существующих рисках нарушений. Озвучила выявленные нарушения антимонопольного законодательства в данной сфере, такие как антиконкурентное соглашение органов власти и хозсубъектов при предоставлении субсидий на захоронение отходов, укрупнение лотов при проведении выбора транспортировщиков ТКО, нарушения при отказе вывозить мусор от проведенных во дворах многоквартирных домов субботников, неправильные начисления жителям области за услуги по вывозу ТКО, уклонение от заключения договора с сортировщиком мусора. Фигурант всех этих дел - региональный оператор по обращению с ТКО Челябинского, Магнитогорского и Карабашского кластеров области ООО «Центр коммунального сервиса».

(Приложение № 10)

Обобщение практики по нарушениям на рынке обращения ТКО на территории Челябинской области и донесение данной информации до широко круга лиц.

12.

Размещение материалов по теме специализации на внутреннем портале ФАС России

1. На внутреннем портале Челябинского УФАС России размещена информация о подходах к анализу рынка обращения с ТКО, поддержанная судами всех инстанций, для обсуждения и обмена мнениями с коллегами. Ссылка на информационное сообщение http://portal/node/111782.

2. Челябинским УФАС России выявлены и обобщены проблемные вопросы в действующем законодательстве в сфере обращения ТКО, в частности в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Ссылка на информационное сообщение http://portal/node/111785.

 

-

13.

Прочее

1.   27 мая 2020 года в режиме ВКС проведено совещание по проблемным вопросам применения законодательства на рынке обращения с ТКО с участием Министерства экологии Челябинской области, заместителя главы г. Челябинска по городскому хозяйству, Администрации города Челябинска, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области Совета муниципальных образований, генерального директора ООО «ЦКС» и др.

По итогам совещания подготовлен протокол о проблемных вопросах применения законодательства в сфере обращения с ТКО, а также предложения по внесению изменений в действующее законодательство. 

2. 19 и 20 декабря 2019 года на заседании Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) при участии заместителя руководителя Е.Г. Рысевой рассматривался вопрос об утверждении (корректировке) предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Челябинской области (Челябинского кластера, Карабашского кластера, Магнитогорского кластера) для ООО «ЦКС».

Челябинское УФАС Р сообщило, что в настоящее время в судах рассматриваются иски о признании торгов и заключенных по их результатам договоров на 2020-2022 годы недействительными, т.к. ООО «ЦКС» проигнорировало рекомендации антимонопольного органа по формированию лотов и допустило те же нарушения законодательства о контрактной системе, которые были предметом судебных исков антимонопольного органа по предыдущим торгам 2019 года (Челябинским УФАС в 2019 году было подано 6 исковых заявлений о признании торгов и заключенных по их результатам договоров недействительными. Суды всех инстанций поддержали позицию антимонопольного органа (дело № А76-3768/2019).

Учитывая позицию Челябинского УФАС России, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области сделан вывод об отсутствии основания для признания экономически обоснованной величины расходов по представленным ООО «ЦКС» договорам (Выписка из протокола заседания Правления МТРиЭ от 20 декабря 2019 года № 98) (Приложение № 10).

3. Подготовлены вопросы о применении законодательства в сфере обращения с ТКО для обсуждения на региональном семинаре-совещании территориальных органов ФАС России УФО, организованном Управлением Федеральной̆ антимонопольной̆ службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, прошедшем в г. Ханты-Мансийске 11-12 ноября 2020 года. Вопросы, обозначенные Челябинским УФАС России, были отмечены ЦА ФАС России в лице начальника отдела антимонопольного контроля Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства И.А. Касаткиной как важные и требующими внесения изменений в законодательства.  

4. Челябинское УФАС России направило Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Челябинской области информацию о проблемных вопросах в сфере обращения с ТКО.  Данная информация вошла в доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей по итогам 2019 года, направляемый в соответствии со статьей 12 Закона Челябинской области от 29.08.2013 N 519-ЗО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области» в Законодательное Собрание Челябинской области, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

5. Челябинское УФАС России в рабочем порядке направило информацию коллегам из других территориальных органов по практике нарушений антимонопольного законодательства на рынке обращения ТКО (решения о нарушении антимонопольного законодательства на рынке ТКО, анализ рынка ТКО, судебную практику).

(Приложение № 11)

Подготовлено обобщение о проблемных вопросах.

 

 

 

 

 

 

В результате расходы регионального оператора на транспортирование ТКО учтены экспертами Министерства со снижением от предложения Организации