• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Особенности контракта в законодательстве о контрактной системе. В.А. Ливончик

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Статья начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России Влады Ливончик.

 

Для целей законодательства о контрактной системе под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключенный от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.1,4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями ГК РФ к сделкам такого рода.

 

Государственным контрактом является договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ государственным заказчиком, муниципальным контрактом – от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения соответственного государственных и муниципальных нужд (п.8 ст.3 Закона о контрактной системе). Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовой договор, на который в полной мере распространяются требования, предъявляемые Законом о контактной системе к «контрактам».

 

По общему правилу все контакты должны заключаться в письменной форме в силу требований пп.1 п.1 ст. 161 ГК РФ. Письменная форма будет считаться соблюденной и в случае, когда заказчик оплачивает товары, работы, услуги на основании выставленного счета без составления договора в виде отдельного документа (при условии наличия в счете и иных составленных в рамках договора документах всех существенных условий договора). Однако данный вариант допустим только в случаях, указанных в ч.15 ст.34 Закона.

 

Контракт заключатся на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых законодательством извещение, документация и т.д. не предусмотрены.

 

Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», осуществляющие нормативно-правовое регулирование, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в ЕИС и составляю библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.

 

Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов утвержден постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 №606. В соответствии с указанным порядком разрабатываемый проект состоит из постоянной и переменной (предусматривающей возможность выбора одного из нескольких вариантов условий из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий, определенных ответственным органом) части. Приложением к Порядку, является информационная карта типового контракта, типовых условий контракта, которая содержит условия применения типовых форм.

 

Типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении:

- закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;

- закупок, предусмотренных ст.75 и 76, п.2, 3, 5 и 10 ч.2 ст.83, а также п.2, 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 ч.1 ст.93 Закона, если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой.

 

В силу положений Закона о контрактной системе и ГК РФ контракт должен содержать следующие условия:

  1. Цена контракта (в случаях, установленных Правительством РФ – ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта);

  2. Предмет контракта;

  3. Условие об ответственности заказчика;

  4. Условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя);

  5. Условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;

  6. Условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствии их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

  7. График исполнения контракта (если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей либо этапность предусмотрена заказчиком);

  8. Условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя);

  9. Обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта (если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством РФ);

  10. Условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст.35 Закона о контрактной системе;

  11. Условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  12. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных ч.5 ст.30 Закона, а также условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение указанного условия;

  13. Условие об обеспечении исполнения контракта в случаях, установленных ч.1 и ч.2 ст.96 Закона о контрактной системе;

  14. Условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст.19 Лесного кодекса РФ.

 

Частью 15 ст.34 Закона предусмотрено исключение из общего правила о составе условий договора: в случаях, предусмотренных п.1, 4, 5, 8, 15, 20, 21 ,21, 26 ,28 и 29 ч.1 ст.93 Закона, требованиям ч.4-9 (об ответственности за нарушения контракта), 11-13 (о применении типовых условий контрактов, типовых контрактов, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, порядке и сроках оформления результатов такой приемки) ст.34 могут заказчиком не применяться к указанному контракту.

 

Предмет менять нельзя. Предмет включает в себя наименование и количество (объем). Объем может быть не указан в случае, если он не может быть определен заказчиком при осуществлении закупки:

- работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования,

- оказание услуг связи,

- юридических услуг,

- медицинских услуг,

- образовательных услуг,

- услуг общественного питания,

- услуг перевозчика,

- услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа,

- гостиничных услуг,

- услуг по проведению оценки.

 

В этом случае заказчик устанавливает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке указывается, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем Н(М)ЦК.

 

В реальной жизни, зачастую заказчик не может достоверно определить количество необходимых товаров, работ или услуг. В этом случае в контракте предусматривается максимально возможное количество и указывается, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг будет осуществляться по конкретным заявкам заказчика, а не заказанные товары (работы, услуги) приемке и оплате не подлежат. По истечению срока действия такой контракт будет закрываться по «фактическому исполнению» либо по соглашению сторон с оплатой фактически исполненных обязательств.

 

Любое условие контракта, ограничивающее возможность привлечение субподрядчиков, с позиции антимонопольных органов, является нарушение ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

Сторонами по контракту по общему правилу выступают две стороны – заказчик и поставщик (подрядчик, исполнитель). Единственное исключение из данного правила вытекает из положений ч.8 ст.51 Закона, согласно которой допускается совместная подача заявки на участие в конкурсе несколькими гражданами, планирующими создание совместным творческим трудом произведение литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), являющихся предметом контракта.

 

Контракт может быть заключен в пользу третьего лица (ст.430, 526, 531 ГК РФ) – «выгодоприобретателя», «получателя».

 

При заключении контракта указывается, что цена контракта твердая и определяется на весь срок исполнения контракта.

 

В контракт включается помимо срока действия контракта, сроки исполнения отдельных обязательств, которые могут определены конкретными датами, периодами, указаниями на конкретные события, не зависящие от воли сторон, на возможные сроки, назначаемые одной из сторон. В контракте могут быть указаны сроки начала и окончания поставки (работ, услуг), промежуточные сроки (этапы), сроки приемки и подписания акта, срок устранения недостатков, срок оплаты, гарантийный срок и т.д.

 

Заключение контракта является завершающим этапом процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Контракт составляет заказчик и передает для подписания участнику закупки. Заказчик всегда подписывает контракт вторым.

 

Закон контрактной системе предусматривает обязанность заказчика отказа от заключения контракта в случае:

- выявления несоответствия лица, с которым заключается контракт, единым или дополнительным требованиям;

- выявления факта предоставления лицом, с которым заключается контракт, недостоверных сведений в отношении соответствия единым или дополнительным требованиям;

- закупки лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если:

- предельная отпускная цена производителя не зарегистрировано;

- предложена цена, превышающая предельную отпускную цену производителя, если от снижения цены участник отказывается.

 

При этом заказчик обязан составлять протокол отказа от заключения контракта и разместить его в ЕИС в течение одного дня со дня обнаружения факта.

 

Кроме того, контракт не заключается в случае, указанном в п.2 ч.10 ст.37 Закона, при признании цены контракта необоснованной в рамках антидемпинговых мер.

 

За заключение контракта не на объявленных условиях извещении и документации, не на условиях заявки участника, а равно изменение условий контракта, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, в отношении лиц заключивших или изменивших условия контракта предусмотрена административная ответственность по статье 7.32 КоАП РФ.