Нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки. Н.В. Сапрыкина

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Статья заместителя руководителя Челябинского УФАС России Нататлья Сапрыкиной

 

Известно, что требования к описанию объекта закупки определены  статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе).

 

Так, законодательство о контрактной системе определяет, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

 

Однако нередко заказчики в документации устанавливают требование о необходимости согласования с заказчиком цвета, габаритных размеров товара, периодичности поставки товара, графика выполнения работ не определяя в документации данные требования. В результате,участники не имеют возможности на этапе подачи заявки  рассчитать свои транспортные и иные расходы, а соответственно и свое окончательное предложение по цене контракта. 

 

В отдельных случаях из документации о закупке невозможно определить  даже требуемое заказчику количество  товара.

 

Так, например, документация о закупке в целях обеспечения возможности участия в торгах хозяйствующих субъектов предлагающих продукцию в иной фасовке  нередко содержит условие  о наличии у участника закупки возможности предложить иную форму выпуска товара, количество товара, отличные от формы выпуска, количества товара, указанных в документации об электронном аукционе (при сохранении общего количества товара, необходимого заказчику).

 

При этом, документация  не содержит информации о том, что подразумевается заказчиком под общим количеством товара.

 

Например, в документации указано, что товар измеряется в упаковках и требуется заказчику в количестве 50 упаковок по 50 таблеток, что всего составляет 2500 таблеток.

 

В случае, если участником закупки будет предложен препарат, например, в упаковках по 30 таблеток, при условии сохранения общего количества товара (что соответствует положениям технического задания), то есть общего количества упаковок (50 упаковок), изменится общее количество таблеток (1500 таблеток).

 

Таким образом, при формировании «Технического задания» аукционной документации заказчиком нарушены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе  в документации о закупке должны указываться максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Из содержания  положений  действующего законодательства следует, что под показателями в данном случае понимаются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

 

Помимо этого, Законом определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

 

Именно соблюдение указанных положений Закона о контрактной системе позволяет заказчику приобрести действительно  необходимую ему продукцию, а участнику закупки поучаствовать в конкурентной процедуре, предложив  требуемый  заказчику товар по справедливой цене.

 

 Не секрет, что в настоящее время многие «слетают» с торгов  только потому, что неправильно заполнили свои заявки, хотя могли бы  предложить выгодные для заказчика ценовые и неценовые условия исполнения контракта.

 

Зачастую должностные лица заказчика допускают нарушения требований законодательства при описании объекта закупки  неумышленно, но нередко  целью  такого запутанного описания  является законное снятие с торгов не нужных поставщиков. Ведь, как известно, участник закупки обязан в своей заявке указать конкретные значения характеристик предлагаемого товара или используемого в ходе выполнения работ материала.

 

В числе подобных нарушений закона можно назвать следующие факты:

- отсутствие в документации единого документа, определяющего перечень и значения характеристик применяемого в ходе выполнения материала, что обуславливает необходимость  поиска указанной информации в локальных сметах, проектной документации;

- использование  при  описании объекта закупки  слов  «не хуже», «не уже»,  «лучше»,  «аналогично»;

- неясность документации в том является ли установленное  заказчиком значение изменяемым либо неизменяемым, в особенности  в отношении диапазонных значений (например, фракция щебня, почвы);

-запутывание участника путем включения в графу «неизменяемые значения», требующих конкретизации характеристик товара;

-ссылки в документации на недействующие или неприменимые к объекту закупки ГОСТы;

- использование при описании объекта закупки, обозначений, которые не употребляются в русском языке или имеют противоположное значение   (например, вместо союза «и» или запятой используется знак «/»,  запятую  предлагается  использовать   в качестве  предлога «или» и т.д.);

- слишком подробное и излишнее описание характеристик товара, включаемое в документацию с целью осложнения заполнения заявки, поскольку заказчик без соответствующих испытаний и исследований не сможет проверить при приемке товара соответствие товара указанным значениям;

-установление в документации значений характеристик применяемого материала не в соответствии с ГОСтами при одновременном установлении требования о соответствия товара данным актам.

 

Чтобы избежать неясности в понимании  значений  тех или иных показателей целесообразно использовать при описании объекта закупки такую таблицу.

 

 

 

Наименование товара

Показатели, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики товара

Значения

Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки

Показатели, которые не могут изменяться

 

Однако использовать ее нужно разумно. К сожалению это не всегда удается  заказчикам.

 

Так, в документации на  выполнение работ по монтажу оконных конструкций заказчик в отношении оконных конструкций установил по показателю «цвет» в качестве неизменного  его значения  «все оттенки белого», в то время как  в отношении доски подоконной  цвет  определен в столбце «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки», что предполагает указание участником закупки точного значения данного показателя в составе первой части заявки на участие в аукционе.

 

Между тем, показатель «все оттенки белого» установлен заказчиком без указания значений такого показателя, а именно, оттенков белого, один из которых может предложить потенциальный подрядчик, что не позволяет сделать вывод о содержании требований заказчика к товару, применяемому при выполнении работ.

 

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены значения показателя «все оттенки белого», что привело к отсутствию у участников закупки возможности правильно сформировать заявки на участие в аукционе и стало причиной отказа в допуске к участию в аукционе большинства участников закупки.